luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Интервью TAdviser: Константин Савчук, Constanta – о выгодах и вызовах умной инфраструктуры

Объединение физической инфраструктуры с цифровой открыло новое направление, названное «умной инфраструктурой». Она агрегирует множество технологий, подходов и решений. О преимуществах и сложностях развития умной инфраструктуры в интервью TAdviser рассказал генеральный директор компании Constanta Константин Савчук.



О понятии и составе «умной инфраструктуры»

Разверните понятие «умная инфраструктура»: что это такое и из чего она состоит?

Константин Савчук: По мнению исследователей из Кембриджского университета, смарт инфраструктура — это результат объединения физической инфраструктуры с цифровой, предоставление улучшенной информации для обеспечения лучшего, более быстрого и дешевого принятия решений. Для меня умная инфраструктура — это совокупность технологий, которые позволяют цифровизировать инфраструктурные решения.

Когда говорят про Индустрию 4.0 обычно к таким технологиям относят цифровые двойники, датчики, предиктивную аналитику, искусственный интеллект и возможность в конечном счете управлять производственными процессами без участия человека. Умная инфраструктура — примерно то же самое, только применительно к объектам инфраструктуры, таким как дороги, порты, мосты, большие сооружения и здания.

В какой момент просто IoT превращается в умную инфраструктуру?

Константин Савчук: Интернет вещей — одна из ключевых технологий, необходимых для реализации таких решений, ключевой элемент пазла. Для управления инфраструктурой нужны датчики, причем они могут находиться как непосредственно на объекте, так и опосредованно — например, когда вдоль протяженного инфраструктурного объекта протянут волоконно-оптический кабель.

Но помимо IoT необходимы и другие технологии. Например, аналитические решения, позволяющие обрабатывать данные, собираемые с датчиков, и предсказывать эксплуатационные события. Далее необходимо наличие аппаратных и программных роботов, включая дронов, позволяющих отрабатывать данные события в автоматическом режиме. Также в качестве ключевого элемента я бы выделил ипользование инфраструктуры и ресурсов, необходимых для ее обслуживания согласно принципам шеринговой экономики. По сути, uber для корпораций. Например, в отдаленном регионе страны присутствуют сразу несколько инфраструктурных компаний. Они все обслуживают свою инфраструктуру, у каждого для этого есть собственный штат из людей и спецтехника, как правило избыточный.

Уровень роботизации в России очень низкий — пять роботов на 10 тысяч человек. Получается, если роботы важная часть такой инфраструктуры, мы к ней еще не готовы?

Константин Савчук: В целом ситуация с аппаратной и элементной базой по очевидным причинам в РФ существенно сложнее, чем в той же «мировой фабрике». Но и у нас начинают появляться интересные решения в обсуждаемом сегменте. Например, беспилотники «Аэроксо», которые могут перевозить груз в 80 килограммов со скоростью до 180 километров в час более чем на 270 километров. Они отлично подходят для обслуживания протяженных объектов инфраструктуры в т.ч. трубопроводов. Будем надеяться, что спрос на такие решения будет расти, а ситуация в части отечественных промышленных роботов выправляться.

О драйверах развития

Перечислите основные драйверы развития умной инфраструктуры.

Константин Савчук: Первое — так называемое цифровое изобилие. Появилось большое количество дешевых датчиков, программных и аппаратных элементов, из которых состоит умная инфраструктура. Все они стремительно дешевеют и позволяют реализовывать все более сложные системы при разумных бюджетах.

Второй драйвер — connectivity. Помимо датчиков растет количество сетей и их покрытие, которые позволяют ими управлять в самых труднодоступных регионах.

Третий драйвер — урбанизация. К 2050 году две трети населения мира будут мигрировать в крупные городские районы. И, согласно отчету Cities Climate Finance Leadership Alliance, более 70% мирового спроса на инфраструктуру в ближайшие 15 лет ожидается из крупных мегаполисов. Прирост населения будет увеличивать нагрузку на инфраструктуру, заставляя ее становиться все умнее.

И еще один важный драйвер — активное строительство новых инфраструктурных объектов. Новые объекты, как правило, целесообразно сразу же делать цифровыми. Затраты на ИТ в таких проектах относительно небольшие, а потенциальная выгода существенно превосходит вложения. Если вы строите дорогу или новый мост, то скорее всего у него будет цифровая BIM модель, он будет оснащен датчиками, камерами и другими современными средствами мониторинга и управления эксплуатацией.

Минстрой России планирует выделить на ведомственный проект «Умный город» до конца 2024 года 13 млрд руб. Власти Москвы пообещали направить с 2019 по 2021 год на реализацию программы внедрения цифровых технологий
«Умный город» 239 млрд руб. Это можно отнести к драйверам?

Константин Савчук: Конечно, плюс я к ним добавляю федеральные программы «Цифровая экономика» и «Интеллектуальная транспортная система». Такие программы стимулируют весьма существенные инвестиции в развитие инфраструктуры, а как мы говорили, это само по себе способствует развитию «цифры».

Субъекты Федерации сейчас активно учатся работать с новыми технологиями. В каком-то смысле сейчас им предстоит пройти цифровую трансформацию того же характера, которую уже прошли коммерческие компании. Кадры, процессы, структура, мотивация и системный подход к разработке — основные элементы, которые предстоит трансформировать, и по которым можно будет судить о зрелости региональных властей и их готовности работать с цифровыми проектами.

Умная инфраструктура — это совершенно точно рост количества данных. Что с этим делать?

Константин Савчук: Рост будет, но я не вижу в этом серьезной проблемы в ближайшем будущем. Объем данных растет, но точно также и растет емкость российских ЦОДов. Так в 2018 году по сравнению с 2017-м количество запущенных в эксплуатацию коммерческих стойко-мест у 20 крупнейших ЦОД-провайдеров выросло на 19% до 26,7 тыс. В основном этот рост связан с «человеческим» сегментом интернета. Люди пока генерируют гораздо более тяжелый и сложный контент. Драматического роста энергопотребления в связи с развитием интернета вещей я также в ближайшее время не вижу. Современные технологии, вроде NB-IoT (Narrow Band Internet of Things), стараются делать датчики и протоколы экономными.

О выгодах и вызовах



Какую выгоду несет умная инфраструктура?

Константин Савчук: В первую очередь снижение затрат на строительство. Это очевидно самая высокая статья затрат для инфраструктурных проектов. Например, существует направление SupTech (Supervisory Technology или надзорные технологии), благодаря которым можно в реальном времени отслеживать прогресс строительства объектов, контролировать расход бюджета и подрядчиков. Как дополнительный бонус, цифровой контроль снижает возможности коррупции делая все процессы на стройке более прозрачными.

Во-вторых, за счет возможностей шеринг-экономики и роботизации эксплуатационных процессов становится дешевле эксплуатация объектов инфраструктуры.

Ну и в-третьих, такие объекты станут безопаснее — например, технологии предиктивного ремонта позволят заранее узнать уровень изношенности элементов конструкции объекта, поэтому условный мост вряд ли упадет кому-нибудь на голову.

А какие технические вызовы?

Константин Савчук: Конечно кибербезопасность. Появляется большое количество устройств, которые могут быть как платформой, так и объектом для атак. Ну и в целом огромные массивы данных дают новые возможности для кражи, подделки или компрометирования информации.

Второй вызов, кадровый. Согласно исследованиям востребованности профессий, на данный момент в России примерно миллион лишних юристов и не хватает примерно миллион программистов. В каком-то смысле даже баланс есть, но если не шутить — это не очень хорошая ситуация и скорее всего этот дисбаланс в дальнейшем будет только нарастать.

Если для развертывания необходима эффективная работа сетей 5G, то как быть с частотами? Ведь принятый во многих странах Европы и Азии диапазон 3,4–3,8 ГГц забраковали российские военные.

Константин Савчук: Если ситуация не разрешится, то это может создать проблемы, потому что придется использовать специфическое оборудование, которое стоит дороже и в итоге скажется на стоимость всей инфраструктуры. Что с этим делать? Думаю, ничего. Если мы говорим о работе сети IoT, то протоколы NB-IoT и LoRaWAN здесь более применимы чем 5G. Большинству решений умной инфраструктуры будет достаточно пропускной способности этих протоколов.

Кто должен защищать инфраструктуру от киберугроз?

Константин Савчук: Как и в случае с утопающими — дело рук самих утопающих. Защищать должны владельцы инфраструктуры при поддержке специализированных компаний, обладающих необходимой экспертизой по киберугрозам. Государство также работает в этом направлении, реализуя № 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"[4], регулирующий защиту наиболее критичных объектов. Думаю, важно сохранять сбалансированный подход, который позволил бы сформировать действенные меры защиты от угроз и в то же время не тормозить развитие данного рынка избыточным регулированием.

Кто должен заниматься строительством и поддержкой такой инфраструктуры? Это должен быть единый оператор на всю страну?

Константин Савчук: Умная инфраструктура — это большой куст технологий, подходов, решений и пр. Унификация без внятной прагматической цели здесь может навредить. Я думаю, государство должно скорее создавать на федеральном уровне инструменты по обмену знаниями и опытом: форумы, интернет-ресурсы и базы лучших практик. Если все будут знать, что происходит у соседей, это принесет больше пользы.


Три примера умной инфраструктуры

Кейс №1: В2В-площадки для шеринга

«Sharing Marketplace» от компании Floow2; Yard Club


Sharing Marketplace — это набор активов, начиная от офисного оборудования и сотрудников, заканчивая промышленным оборудованием и спецтехникой. Все это предоставляет возможность получить обладателю активов дополнительный денежный поток, а пользователям — сократить собственные издержки.

Чуть более сфокусирован бизнес компании Yard Club, основным инвестором в капитал которой является Caterpillar, — они позволяют взять в аренду более 700 различных объектов спецтехники. Оба проекта по сути представляют собой платформы В2В-уберизации, которая позволит снизить нагрузки на обслуживание инфраструктуры за счет оптимального использования ресурсов.

Кейс №2: Кабель для защиты железной дороги

CSIС, Cambridge Centre for Smart Infrastructure and Construction


Система мониторинга камнепадов вдоль железнодорожных путей по пути Лондон-Брайтон. С помощью оптоволоконного кабеля измеряют деформацию склонов ж/д путей, вместо того, чтобы тратить ресурсы на регулярные обходы.[5] Метод раннего обеспечения позволяет идентифицировать и предсказать проблему на участке до того, как она повлияет на железнодорожное полотно.

Кейс №3: Робот для ремонта воздушных линий электропередач

IREQ, научно-исследовательский институт канадской компании d'Hydro-Québec


Система передачи Hydro-Québec является самой обширной в Северной Америке, включающей 533 подстанции и более 34 тыс. км линий электропередач. Эти линии требуют регулярного технического обслуживания и осмотра, но они часто расположены в отдаленных горных или лесных районах, доступ к которым бригадам технического обслуживания ограничен. И робот LineScout — решение IREQ для этой проблемы. Он разработан для проверки и обслуживания воздушных линий электропередачи, причем робот может не только выявлять перегревы и перебои в высоковольтных проводах, но и самостоятельно ремонтировать изоляцию и даже сердечник кабеля.[6] При весе 115 кг LineScout может перемещаться по линиям электропередачи 735 кВ/1000 А со скоростью 1 м/с, преодолевая препятствия, такие как гирлянды изоляторов или гасители вибрации.

Источник

Tags: интервью, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo luckyea77 21:52, Понедельник 4
Buy for 10 tokens
В прошлом посте " Эпоха интеллекта" я публиковал эссе генерального директора OpenAI Сэма Альтмана. В нем Альтман пишет, что мы можем представить себе возможности создавать любое программное обеспечение, которое только можно представить, и многое другое. Недавно я с помощью нейросети создал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments