luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Meena, «Алиса» и ELIZA: как ученые разрабатывают чат-ботов для разговоров



Крупные корпорации постоянно занимаются разработкой различных чат-ботов и искусственного интеллекта, а в каждом более или менее важном сервисе давно есть возможность разговора пользователя с помощником, заменяющим человека. «Хайтек» вспоминает историю развития голосовых помощников и рассказывает, почему бизнес так активно разрабатывает искусственный интеллект для общения с пользователями.

Последней более или менее крупной и потенциально успешной разработкой в области чат-ботов стала Meena от экспериментального подразделения Alphabet — Google AI. Ее главная особенность — возможность учитывать контекст разговора и общаться на абсолютно разные темы, в отличие от обычных чат-ботов, которые, как правило, могут разговаривать с людьми только на продуктовую тему и консультировать по поводу того или иного сервиса, который они представляют. В случае, если пользователь отклоняется от известной ИИ темы, бот начинает давать ответы вроде «Я не знаю».

Добиться иной подхода с Meena разработчикам удалось благодаря использованию алгоритма seq2seq, работающего на основе рекуррентной нейросети. Его главная задача — поиск взаимосвязи между отдельными кусками информации. Эта особенность позволяет Meena выстраивать диалог на будущее и в случае изменения темы формировать новые фразы.

Алгоритм обучался на базе данных из 40 млрд слов в различных конструкциях и употреблениях. Планирует ли Google открыть чат-бот для пользователей или, например, добавить его в Google Assistant, пока неизвестно. Вероятно, разработчики продолжат развитие Meena, а потом какие-то части этой системы просто внедрят в уже сложившийся бренд Google Assistant.



История создания чат-ботов

Одним из отцов-основателей чат-ботов можно назвать английского криптографа Алана Тьюринга, который взломал немецкую шифровальную машину «Энигма». По сути, Тьюринг создал прообраз ИИ и машину, которая должна общаться с только с машиной. В 50-м году он представил научную статью «Вычислительные машины и разум» с описанием так называемого теста Тьюринга, призванного выяснить, кто перед нами — машина или человек. Этот тест было предложено проводить в виде задавания машине вопросов — это и есть прообраз существующих чат-ботов, а также теста captcha, с которым пользователи сегодня сталкиваются чуть ли не ежедневно.

Статья Тьюринга вдохновила многих ученых на разработку собственных машин, которые могли бы пройти тест. Официально первой такой машиной и чат-ботом является ELIZA, которую создал Джозеф Вейценбаум из компьютерной лаборатории Массачусетского технологического института в 1966 году.

Это виртуальная машина с возможностью обработки естественного языка. И хотя пародия на разговор с психотерапевтом ELIZA не является ИИ в привычном нам понимании этого слова, сервис выделял определенные слова-якоря в вопросе пользователя и строил на них свой разговор, полностью копируя заявления врачей, которые уже были встроены в ее память.


Пример разговора с ELIZA

При этом диалог с ELIZA велся с помощью ввода запросов на устройстве телепринтер — прообраза ноутбука, поскольку этот чат-бот появился за 15 лет до создания первого персонального компьютера.

Вторым чат-ботом стал виртуальный собеседник PARRY, разработанный психиатром Кеннетом Колби в Стэнфордском университете. Этот чат-бот также работал в сфере психиатрии, только с обратной стороны — PARRY является симулятором диалога человека, который болеет параноидной шизофренией.

При этом PARRY является более продвинутой системой, чем ELIZA — разработчики даже проводили эксперименты, в котором десятки известных психиатров должны были определить, какие фразы говорит реальный человек, а какие — чат-бот. В половине случаев ученым не удалось угадать PARRY.

Кроме того, эти да бота однажды даже общались друг с другом через сеть Арпанет, предка существующего интернета, тогда ELIZA посоветовала PARRY обратиться к психотерапевту.

Следующим важным этапом в развитии чат-ботов стала их возможность самообучаться. Впервые эту технологию применил британский ученый Роло Карпентер в начале 80-х годов, когда разрабатывал очередную машину для прохождения теста Тьюринга — Jabberwacky.


Разговор с Jabberwacky

Jabberwacky стал первым развлекательным чат-ботом в истории, поскольку он мог вести разговоры о чем угодно. В сеть его выложили в 1995 году. Jabberwacky много лет являлся одним из самых развитых чат-ботов в мире, а в 2008 году его перевели в основу платформу для создания других ботов Cleverbot.

Самые известные чат-боты

Самыми популярными и известными чат-ботами на сегодняшний день являются виртуальные ассистенты, которые разрабатывают крупнейшие корпорации. В их число входят Siri от Apple, Alexa от Amazon, Cortana от Microsoft, Facebook M и Google Assistant.

Российские крупнейшие корпорации также занимаются разработкой собственных виртуальных помощников — «Алиса» от «Яндекса», «Олег» от «Тинькофф-банка» и «Маруся» от Mail.ru.

Постепенно история с чат-ботами в области ИИ уходит именно в сторону виртуальных помощников, что позволило бы пользователям не только срочно узнать у бота необходимые детали какой-либо покупки, но и увеличить время его использования, внедрив нейросети для обычного общения.

Tags: нейросеть
Subscribe

Posts from This Journal “нейросеть” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment