luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Интервью TAdviser: Борис Нуралиев, "1С" — ежегодно стране не хватает 300 000 ИТ-специалистов



В планах по цифровизации отечественной экономики есть одна серьезная проблема — кадровый голод, который ощущают все участники рынка. Как исправить эту ситуацию, в интервью TAdviser рассказал директор фирмы "1С", руководитель рабочей группы по направлению "Кадры для цифровой экономики" при АНО "Цифровая экономика" и руководитель комитета АПКИТ по образованию Борис Нуралиев.

Насколько проблема кадрового голода актуальна для отечественного ИТ-рынка?

Борис Нуралиев: Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) при участии АНО «Цифровая экономика» провела исследование количества ИКТ-кадров в России. По данным исследования, всего в российской экономике задействовано 1,8 млн ИТ-специалистов, то есть 2,4% от экономически активного населения. При этом в регионах России (без учета Москвы) этот показатель значительно ниже — на уровне 1,5%, в то время как среднеевропейское значение составляет 3,9%, а в наиболее репрезентативных для российской цифровой экономики странах (как, например, Великобритания) — на уровне 5%. Совокупная потребность в ИКТ-кадрах высшей квалификации составляет 220 тысяч человек в год. Прогнозируется ее рост к 2024 году до 300 тысяч в год. Прибавьте сюда специалистов средней квалификации, которых необходимо порядка 80 тысяч человек в год.

В целом ИТ-специальности в вузах на сегодняшний день очень востребованы, только бюджетных мест на них в целом выделено около 13% от всех контрольных цифр приема, что сравнимо с количеством мест для традиционно самых массовых — педагогических и медицинских специальностей, но в абсолютных цифрах это лишь 50 тысяч мест в год. Российское образование в области ИТ имеет высокий уровень — наши специалисты востребованы по всему миру, а российские компании, в основном, справляются за счет кадров, подготовленных в России. Тем не менее, материальных и кадровых ресурсов российских вузов для подготовки специалистов цифровой экономики в требуемых объемах не хватает.

И как быть в этой ситуации?

Борис Нуралиев: Как вы знаете, в 2018 году в стране запустили национальную программу «Цифровая экономика», которая включает в себя направление «Кадры для цифровой экономики». Это направление предусматривает значительное увеличение количества бюджетных мест высшего образования по ИТ-специальностям, в соответствии с потребностями в ИТ-кадрах в условиях развития цифровой экономики. Также мы занялись повышением качества ИТ-образования и развитием у населения компетенций, важных для цифровой экономики, усиленно готовим молодежь в области математики и информатики.

Реализацию планов мероприятий нацпрограммы «Цифровая экономика» курирует одноименная автономная некоммерческая организация, мероприятия прорабатывает и сопровождает Центр компетенций по кадрам, созданный на базе АНО «Университет НТИ 20.35». Обсуждение и согласование планов осуществляют эксперты в областях образования и бизнеса в рабочей группе «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика», в составе которой учредители АНО «Цифровая экономика», представители профильных федеральных органов исполнительной власти, эксперты АПКИТ и другие эксперты от бизнеса. За нацпрограмму «Цифровая экономика РФ» от исполнительной власти отвечает Минкомсвязи, а за реализацию федпроекта «Кадры для цифровой экономики», за его успех в целом - Министерство экономического развития. Оптимизм внушает внимание Минэкономразвития к теме цифровых технологий и понимание важности IT-кадров для развития экономики страны.

Каковы ключевые показатели проекта `Кадры для цифровой экономики`?

Борис Нуралиев: Мы ориентируемся на два ключевых показателя в развитии кадров к 2024 году — рост количества выпускников системы профессионального образования различных направлений подготовки с ключевыми компетенциями цифровой экономики до 800 тысяч человек и увеличение количества принятых на программы высшего образования в сфере ИТ до 120 тысяч человек в год. Это позволит приблизиться к необходимому уровню воспроизводства кадров для опережающего роста ИТ-отрасли. В прошлом году прием на бюджетные места по ИТ-направлениям подготовки вырос до запланированного на этот период значения 50 тысяч человек. В 2020 году планируется нарастить прием еще на 20%, до 60 тысяч.

Около половины образовательных организаций в качестве вступительного испытания при приеме на обучение по программам высшего образования в области информатики и вычислительной техники выбирает физику. В новой версии правил приема Минобрнауки вступительное испытание по информатике и ИКТ поставили на первое место среди испытаний по выбору вуза, но вуз по-прежнему может вместо информатики принимать на основании вступительных испытаний по физике, химии или даже иностранному языку. Это негативно сказывается на мотивации школьников к изучению информатики в 10-11 классах и приводит к значительному снижению количества сдающих ЕГЭ по информатике и ИКТ (70 тысяч человек) по сравнению с количеством сдающих одноименный ОГЭ в 9-м классе (360 тысяч человек). Поэтому еще одна задача федерального проекта — изменить правила приема, чтобы абитуриенты использовали результаты ЕГЭ по информатике при поступлении.

Какие специальности вы относите к ИТ-сфере?

Борис Нуралиев: Направления подготовки определяются федеральным государственным образовательным стандартом, специфика которого раскрывается, прежде всего, в перечне общепрофессиональных компетенций (ОПК). Мы предлагаем относить к ИТ-специальностям те, где в перечне ОПК есть способность разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения.

Кто будет учить новых специалистов?

Борис Нуралиев: Я считаю, что нужно создать условия, способствующие привлечению действующих работников ИТ-индустрии для преподавания в системе профессионального образования. При выполнении соответствующего мероприятия проекта «Кадры для цифровой экономики» мы изучили барьеры, препятствующие привлечению к преподаванию в вузах работающих ИТ-специалистов. Чтобы снизить эти барьеры, мы предложили перечень мер по созданию правового поля, позволяющего привлекать специалистов из индустрии к образовательному процессу в отдельном от преподавателей статусе. Также важно развивать сетевую форму обучения одновременно в вузах и ИТ-компаниях. Кардинальным решением проблемы может стать создание общеуниверситетских цифровых кафедр дополнительного профессионального образования с особыми условиями подбора преподавателей — преимущественно совместителей, имеющих основное место работы в ИТ-отрасли. По итогам обучения на таких цифровых кафедрах должна проводится публичная итоговая аттестация с участием представителей ИТ-отрасли: в формате госэкзамена, демонстрационного экзамена или независимой оценки квалификации.

Приведете пример такого взаимодействия бизнеса и системы образования?

Борис Нуралиев: «Цифровая экономика» при участии Министерства просвещения России и Минкомсвязи России инициировали проект «Урок цифры», в котором ведущие российские компании популяризируют профессии и направления ИТ-сферы среди школьников. В проекте участвуют «Яндекс», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского», фонд «Вклад в будущее» Сбербанка России, и фирма «1С». Эксперты этих компаний приняли участие в тематических видеолекциях и в проектировании игровых тренажеров. «Уроки цифры» стали масштабной всероссийской акцией: в прошлом учебном году игровые тренажеры проекта прошли 14 миллионов раз, а в этом году — уже около 10,4 миллионов. Фирма «1С» подготовила и провела «уроки цифры» по темам «Управление проектами» и «Сети и облачные технологии», в которых приняли участие более 5 млн школьников.

Недавняя смена министров во всех ключевых пяти ведомствах привела к необходимости повторного пересмотра системы ориентиров. Мы надеемся на качественные изменения в реализации проекта, видим перспективные сдвиги. На недавней встрече с новым министром науки и высшего образования Валерием Фальковым он попросил сотрудников ведомства рассматривать формулируемые ИТ-сообществом задачи федерального проекта по существу, не ограничиваясь их формальным исполнением. Такой подход, безусловно, вселяет оптимизм. Надеемся на перспективы взаимодействия бизнеса, образования и государства, в том числе на площадке нашей рабочей группы в АНО `Цифровая экономика`.

Tags: интервью
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments