luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Эксперты Счетной палаты выявили самые открытые и самые закрытые государственные ИТ-системы

Счетная палата составила рейтинг ГИС по уровню доступности информации и качеству данных в них, проанализировав 50 государственных систем. Большая часть из них, как следует из рейтинга, информационно закрыты. О своем рейтинге Счетная палата сообщила 26 января 2020 года в рамках презентации аналитического доклада «Оценка открытости государственных информационных систем в России», созданного ей совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений. скачать

Подготовленный доклад Счетная палата направит вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, Совету Федерации, Государственной Думе, а также Минкомсвязи. Его созданием ведомство занималось в ходе работы по анализу открытости государства в России. Как заявляют в Счетной палате, это только начало работы по анализу ФГИС, которая продолжится дальше в рамках запланированных ей мероприятий.

«Счетная палата стремится к тому, чтобы ГИС в полной мере соответствовали принципам открытости, чтобы данные в них были доступны для работы и управленческих решений, и граждане могли ими пользоваться без ограничений, — отметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.»

Для включения в рейтинг авторы доклада выбрали 50 государственных систем с общественно значимой и имеющей потенциал для раскрытия информацией. Эти системы были отобраны из 876 ФГИС, существующих в России, согласно данным Федеральной государственной информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ). Каждая ФГИС была оценена экспертами по 12 атрибутам, характеризующим доступность информации о самой ГИС и качество открытых данных в ней.

Под «открытостью ГИС» авторы доклада понимают наличие у них следующих характеристик:

*открытости и доступности информации, в том числе рассказывающей о целях создания ГИС, ее операторе, исполняемых функциях, бюджетах на создание, развитие и эксплуатацию;
*наличия и качества их открытых данных, которые возможно использовать в целях создания общественных благ (public goods), а также в коммерческих или исследовательских целях;
*возможности и условия интеграции с другими ГИС в целях оперативного получения или передачи информации в режиме «система-система».

Самые открытые системы

Только восемь ГИС рейтинга попали в категорию с высокой степенью открытости. Остальные системы распределились по категориям с средней, незначительной и низкой степенью открытости, а также с полной и практически полной закрытостью данных.



В числе ГИС с высокой степенью открытости такие системы, как:

*Федеральная государственная информационная система государственный каталог музейного фонда России;
*Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
*Единая информационная система в сфере закупок;
*Портал государственных и муниципальных учреждений;
*Федеральная информационная адресная система;
*Единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России;
*Единый государственный реестр объектов культурного наследия;
*Портал открытых данных Министерства культуры.

Операторами ГИС, отнесенными к наивысшей категории, как отмечают авторы исследования, являются всего 4 ведомства:

*Министерство культуры РФ;
*Министерство финансов РФ;
*Федеральная налоговая служба;
*Федеральное казначейство.

Министерство культуры России эксперты относят к абсолютному лидеру рейтинга среди ведомств, так как четыре из восьми систем категории с высокой степенью открытости являются ГИС именно этого министерства.

Самые закрытые системы

В категорию с полной и практически полной закрытостью данных попали также 8 ГИС. Речь о следующих:

*Автоматизированная информационная система учета некоммерческих и религиозных организаций;
*Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения;
*Система обеспечения законодательной деятельности;
*Автоматизированная информационная система «Национальная электронная библиотека»;
*Федеральная государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;
*Электронная база данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей;
*Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ;
*Единая федеральная информационная система земель сельхозназначения.

Рекомендации для операторов

Помимо рейтинга ГИС, авторы доклада составили для каждой из 50 систем «профиль» с описанием их ключевых преимуществ и недостатков с точки зрения доступности информации и качества открытых данных. Также авторы провели детализированный анализ пяти ФГИС, попавших в разные группы рейтинга. Для каждой из них они сформулировали «лучшие практики», которые могут учитываться операторами других систем.

Эксперты сформулировали также ряд рекомендаций относительно государственных данных и ГИС. Они рекомендуют:

*усилить акцент в государственной политике на качество собираемых и публикуемых ведомствами данных, их доступность для использования конечными потребителями, прежде всего, бизнесом, некоммерческими организациями (НКО), СМИ, представителями гражданского общества;
*разработать и закрепить в законодательстве четкое определение термина «государственная информационная система», отделив это понятие от других типов информационных систем , в частности сайтов органов государственной власти;
*закрепить обязательные требования к раскрытию данных в ГИС, в том числе положений о них, технических заданий на развитие текущих и создание новых систем;
*усилить контроль за соблюдением требований по раскрытию данных, а также ответственность ведомств в случае их несоблюдения;
*создать единый ресурс для публичного мониторинга госрасходов на ИТ и ГИС;
*раскрыть сведения системы координации информатизации в открытом доступе и в формате открытых данных, а не только в виде списка информационных систем;
*доработать систему бюджетной классификации с целью однозначной идентификации бюджетных расходов на объекты информатизации, независимо от уровня осуществления таких расходов.

Сложности учета ГИС

Говоря об особенностях российских ГИС, авторы доклады отмечают, что большая часть федеральных систем - к примеру, портал государственных и муниципальных учреждений, портал правовой информации - не имеют даже общедоступных сведений о том, зачем и как они создавались. Более того, значимое количество онлайн-ресурсов и систем, создаваемых правительством и другими органами власти, наоборот, не имеет статуса ГИС.

«Точное количество самих ФГИС определить затруднительно из-за отсутствия четкого определения ГИС - в соответствующих НПА указаны лишь косвенные критерии отнесения информационной системы к ГИС, а также низкого качества публично размещаемых о них данных. В связи с этим государственные затраты на ГИС непрозрачны, - заявляют эксперты.»

Количество региональных ГИС, по их мнению, также определить достаточно сложно из-за низкого качества реестров во многих регионах России: они не актуализируются по несколько лет или содержат информацию только о самых крупных ГИС. Кроме того, в 17 регионах реестры ГИС отсутствуют в открытом доступе в принципе.

«Тем не менее, если опираться на данные из региональных реестров с высоким качеством заполнения информации, которые, как правило, содержат от 90 до 180 ГИС, общее количество региональных ГИС составляет около 8-12 тыс, - сообщают авторы доклада»

Также они обращают внимание на отсутствие единого ресурса, учитывающего траты ведомств на создание, развитие и эксплуатацию ГИС в полном объеме, а также тот факт, что финансирование такого рода расходов может проходить по разным статьям госбюджета. Помимо того, непрозрачность затрат на ГИС эксперты связывают с низким качеством открытой информации, публикуемой на порталах ФГИС КИ и ГИИС «Электронный бюджет».

Система координации информатизации, призванная выполнять в том числе функцию реестра имеющихся в России информационных систем, по их словам, не учитывает ГИС, создаваемые и эксплуатируемые в бюджетных учреждениях, не публикует детальную информацию по бюджетам ГИС и сведения по фактическому исполнению данных бюджетов. Существующие нормативные требования в сфере госинформатизации также не позволяют учитывать ряд затрат на ГИС, формально осуществляемых ведомствами вне расходов на ИТ.

«Структура бюджетных расходов, связанных с ГИС, неоднородна: отдельно выделяются затраты на ГИС, ЦОД и инфраструктуру электронного правительства (ИЭП), что затрудняет подсчет реальных бюджетных затрат на ГИС, - отмечают составители доклада.»

Общие затраты на ИТ федерального уровня в 2017-2019 гг., по их оценкам, составляли от 100 до 130 млрд рублей в год. При этом доля расходов на ГИС в 2017–2019 годах составляла 50-60% от ИТ-бюджетов (60-75 млрд рублей), в том числе с учетом затрат на ЦОД и ИЭП.



Процессы функционирования ГИС, по словам авторов доклада, сопряжены с принятием и согласованием соответствующих правовых актов и технических заданий со стороны государственных заказчиков. В связи с принятыми нормами регулирования, по их мнению, данные процессы могут серьезно затягиваться, что приводит к постоянным техническим корректировкам ГИС и возникновению трудностей при их эксплуатации.

«К примеру, длительная реализация Минкомсвязи своих функций государственного заказчика в части разработки НПА, устанавливающих требования к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), привела к множественным доработкам ГИС уже после ее ввода в эксплуатацию. В связи с чем возникали технические трудности при внесении данных в ГИС со стороны поставщиков информации, а также само размещение информации в ГИС ЖКХ не всегда происходило в полном объеме, - информируют составители доклада»

Tags: Россия, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “Россия” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments