Российский эксперимент доказал эффективность обучения онлайн

Качественные онлайн-курсы не менее эффективны, чем традиционные занятия — это доказал эксперимент, проведенный специалистами Высшей школы экономики с американскими коллегами из Калифорнийского университета Беркли. Дистанционное обучение оказалось даже более результативным, при том, что его стоимость для ВУЗов в среднем на 80% дешевле очного процесса обучения. Даже частичный переход на онлайн обучения позволит университетам увеличить число обучающихся студентов на 15-18% при тех же затратах на учебный процесс.
Специалисты Высшей школы экономики вместе с американскими коллегами провели эксперимент, в котором приняли участие 325 второкурсников инженерных специальностей. Они были случайным образом поделены на три группы. Первая училась как обычно, в здании университета, вторая смотрела онлайн-курсы и приходила в вуз только на семинары, а третья занималась только онлайн и общалась с преподавателями только через форум.
Исследователи сравнили результаты трех групп по трем областям: уровень усвоения материала с экзаменом в конце, оценки за проверочные работы в процессе обучения и субъективное впечатление учащихся от курса, сообщает EurekAlert.
Результаты показали, что средняя оценка за проверочные работы была слегка выше у групп, обучавшихся онлайн, тогда как больше удовольствия от учебы получали те, кто приходил на занятия в университет.
По мнению исследователей, низкая удовлетворенность от дистанционного обучения объясняется в основном недостатком опыта в получении знаний в таком формате и отсутствием важных навыков, например, умения распределять свое время. Важно обеспечить учащихся этими знаниями.
При равном образовательном результате стоимость обучения одного студента в смешанной (второй) группе оказалась на 15-19% ниже, чем при традиционном подходе, а полностью дистанционный метод оказался на 79-81% дешевле, в зависимости от курса. Исследователи учитывали стоимость разработки и проведения курса. По их подсчетам, введение онлайн-курсов позволило бы вузам принимать на 15-18% студентов больше при тех же расходах.
«Результаты исследования продемонстрировали, что качественные онлайн-курсы нельзя больше считать второсортным методом обучения. Они развивают навыки и знания студентов так же, как очные занятия», заявил Игорь Чириков, руководитель исследования, старший научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли.