luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Сергей Колодей, «СИГМА»: ИТ для электроэнергетики – потребность и стимул к развитию



Компания СИГМА, которой в 2020 году исполняется 15 лет, с самого начала своей деятельности сфокусировалась на задачах информатизации электроэнергетики. О том, как удалось выстроить и развивать ИТ-бизнес, ориентированный на задачи электроэнергетики, TAdviser рассказал Сергей Колодей, генеральный директор компании СИГМА.

Отрасль электроэнергетики нельзя назвать простым полем для запуска нового бизнеса, необходимы веские основания. Какие они?

Сергей Колодей: Однажды кусочки «пазла» сложились в картинку. Во-первых, энергетика – отрасль, которая определяет жизнеспособность экономики. В XXI веке это стало еще более очевидным: вырос спрос на разные виды энергии, все сферы жизни стали более энергоемкими. Экономическая и экологическая эффективность стали настоятельным требованием времени. В то же время 15 лет назад на рынке практически не существовало готовых ИТ-продуктов для энергетики. Скажем, такой ключевой бизнес-процесс, как расчеты с потребителями, не был автоматизирован ни по физлицам, ни по юрлицам. Сегодня мы не видим ничего экзотического в том, чтобы оплатить электроэнергию через интернет или мобильное приложение, но еще несколько лет ситуация выглядела совсем иначе.

Второй важный момент связан с реформой российской энергетики: она началась в 2008 году и дала серьезный стимул рыночному развитию секторов производства и сбыта энергии. Они были определены как конкурентные, в отличие от «естественных монополистов»: секторов передачи электроэнергии, ее распределения и диспетчеризации. Степень развития технологий вполне позволяла перейти на актуальные ИТ-решения для управления финансами, сбытом, наладить удаленный мониторинг оборудования и инфраструктуры, лучше отслеживать и предотвращать потери электроэнергии (в том числе в результате хищений), сокращать дебиторскую задолженность – настоящий бич отрасли. К слову, и сейчас сокращение дебиторки и снижение уровня потерь электроэнергии на всех этапах отражены в энергетической стратегии РФ как ключевые направления.

Третий момент – высокая стоимость обслуживания и развития инфраструктуры. Это одна из ключевых проблем энергетики во всем мире. При этом на энергетиках лежит огромная ответственность, как с коммерческой, так и с социальной точки зрения: любой сбой может отразиться на десятках тысяч потребителей – от огромных предприятий до каждого человека.

Все эти факторы обусловили острую потребность отрасли в современных технологических инструментах для существенного повышения эффективности. Однако на рынке практически отсутствовали ИТ-компании с углубленной экспертизой в энергетике и рыночным опытом.

В энергетических компаниях имеются собственные подразделения информатизации и связи. Их ресурсов недостаточно?

Сергей Колодей: Внутренние ИТ-подразделения энергетических компаний решали задачи, связанные с текущей поддержкой бизнес-процессов, разработкой локальных программных продуктов. А вот опыта разработки именно рыночных продуктов, создания линейки ИТ-инструментов для цифровой трансформации энергетической отрасли – а эта цель соответствует энергетической стратегии и ИТ-стратегии РФ – на рынке не было. Именно это побудило основателей компании инвестировать в разработку таких инструментов, в разработку отраслевых решений для современной энергетики и в создание компании, которая может предоставлять такие услуги крупным энергетическим холдингам по всей стране.

Масштаб и значимость отрасли определили специализацию СИГМА: системный интегратор, который занимается, в первую очередь, ИТ-решениями для электроэнергетики. Отраслевая специализация – нечастое явление в интеграторском бизнесе, но в нашем случае такой подход диктует сама специфика отрасли.

Компания СИГМА выступает в своих проектах и как интегратор, поддерживающий бизнес-отношения с различными вендорами, и как разработчик собственных программных решений. Не мешают ли две этих ипостасти друг другу?

Сергей Колодей: В первую очередь, мы исходим из интересов заказчика. А так как клиенты у нас очень разные, СИГМА развивает у себя универсальный спектр компетенций, связанных с внедрением наиболее востребованных российских и зарубежных решений. Сочетание классического интеграторского бизнеса (когда мы внедряем у клиента выбранное им решение того или иного вендора) и собственной разработки (когда мы можем создать для заказчика индивидуальное решение или доработать типовое решение с учетом специфики его задач) в нашем случае вполне органично.

Кроме того, широкий спектр компетенций – хорошее подспорье в преодолении разрозненности и разнородности информационных систем заказчиков, характерной для отрасли. Такая ситуация актуальна практически для всех крупных компаний и холдинговых структур, впрочем, не только в энергетике. Но наша «профильная» отрасль прошла через кардинальные реформы, и с точки зрения ИТ здесь остается актуальным большой объем работы по интеграции, модернизации и поддержке систем – по нашим ключевым компетенциям. Мы предоставляем полный спектр решений для электроэнергетики и при необходимости можем их кастомизировать и развивать собственными силами, с четким пониманием задач клиентов.

Сегодня СИГМА работает, похоже, со всеми сегментами российской электроэнергетики, в числе клиентов есть как генерирующие, так и сетевые и сбытовые компании. В то же время различные сегменты энергетики существенно отличаются по степени информатизации. Как этот фактор сказывается на услугах и решениях, которые СИГМА предлагает отраслевым потребителям?

Сергей Колодей: Мы помогаем заказчикам преодолеть технологический разрыв, причем в максимально сжатые сроки. Для этого важно правильно сфокусироваться: выбрать из всего списка задач заказчика те, которые можно решить достаточно быстро и с наиболее важным для бизнеса результатом. По этому принципу сформирована наша продуктовая линейка: сегодня в ней более 20 отраслевых решений для энергетики.

Вы их делите на группы?

Сергей Колодей: Конечно. Мы выделяем три основных группы решений. Первая группа - решения по автоматизации поддерживающих процессов (в нашей классификации - «бэк офис»): автоматизация финансово-хозяйственной деятельности компаний, электронный архив, документооборот, «Сигма.Закупки» и т. д.

К второй группе мы относим решения по автоматизации основной деятельности компаний. Например, для сетевой организации очень важно следить за фактическим состоянием оборудования, своевременно осуществлять необходимые ремонты – у нас есть услуги по развертыванию СУПА (системы управления производственными активами), которые мы выполняем на разных, в том числе отечественных программных платформах. Или, например, наша собственная разработка «Мобильный обходчик», выполненная на российском аппаратном и программном обеспечении, позволяет регистрировать в режиме реального времени специфические показатели для разных типов оборудования и передавать их в систему планирования ремонтов.

И, наконец, отдельную группу составляют отечественные решения, так называемые «импортозамещенные» продукты. Эту группу решений мы выделили в управленческих целях для своевременного планирования и выпуска на рынок наших собственных разработок. В Реестр российского ПО уже включено пять решений СИГМА для энергетики, еще несколько готовим к регистрации в этом году.

Кроме того, в современном интеграторском бизнесе много значит качественная консалтинговая составляющая. Зная отрасль изнутри – а наша команда сформировалась из ИТ-профессионалов, работавших в крупнейших энергосбытовых компаниях РФ, – мы можем предлагать оптимальные решения и продукты на основе актуальной обратной связи с рынка, не только российского, но и мирового. Зная лучшие практики управления сбытовой деятельностью, мы можем рекомендовать заказчику сфокусироваться, например, на оптимизации закупок: это позволяет снизить затраты, в среднем, на 15%. То есть даже одно правильно выбранное направление оптимизации позволяет получить значимый результат.

Если посмотреть на список решений и услуг, предлагаемых компанией «СИГМА» на рынке, возникает ощущение супермаркета – здесь можно найти все, что может понадобиться энергетической компании: от системы управления распределительными электрическим сетями и интеграции SCADA-систем до абонентского учета и бизнес-аналитики на уровне поддержки бизнес-решений. Это так?

Сергей Колодей: Да, мы позиционируем себя как комплексного поставщика ИТ-решений. Но фокусируемся при этом именно на электроэнергетике. Этот сегмент сам по себе настолько разнообразен, а задачи настолько масштабны и важны для всей экономики, что требуется много разных ИТ-продуктов. Заказчикам удобно сотрудничать с интегратором, который работает по модели универсального поставщика. Если провести аналогию с обычной жизнью, это принцип «одного окна», когда все задачи вы можете решить на одном портале, в одном приложении или на одном устройстве.

Рассматривает ли компания выход за пределы «своего» сегмента? Ведь ряд собственных программных продуктов, например, электронный архив, может использоваться в других сферах деятельности?

Сергей Колодей: Да. И эти сферы также тесно связаны с энергетикой. Недаром, например, в зарубежной практике принято объединять энергетику и ЖКХ в общий сегмент Utilities. Мы целенаправленно наращиваем компетенции в сфере автоматизации и роста эффективности ЖКХ.

В ноябре прошлого года «СИГМА» подписала соглашение с университетом «ЛЭТИ» «о кадровом и научно-техническом взаимодействии, а также совместном выполнении разработок в сфере информационных технологий для энергетических компаний». Какое «совместное выполнение разработок» предполагает это соглашение? Можно ли привести состоявшиеся примеры удачного партнерства с вузами?

Сергей Колодей: Замечу, что мы работаем с ведущими университетами и техническими вузами всех городов, где есть подразделения СИГМЫ. Помимо очень важного для нас соглашения с ЛЭТИ – первым профильным вузом России в области электроэнергетики, успешно развивается сотрудничество с СПбГУ, СПбПУ им. Петра Великого, МИСИС.

Так, в МИСИС мы совместно с кафедрой бизнес-информатики и систем управления производством разработали ряд дополнительных профильных курсов в рамках учебной программы. Студенты могут подготовиться к стажировке и пройти ее у нас с уже более четким пониманием специфики ИТ-решений для энергетики, например, в части применении решений 1С для проектов по ТОиР и управлению финансами.

В ЛЭТИ мы оборудовали свою лабораторию, где студенты смогут слушать лекции и мастер-классы экспертов компании СИГМА, развивать свои разработки, участвовать в реальных ИТ-проектах.

Почему это будет интересно студентам?

Сергей Колодей: Студентам у нас интересно по нескольким причинам. Во-первых, это широкий спектр технологических направлений, в которых можно себя проявить. Со стажерами сейчас работают наши отделы разработки собственных решений, биллинга физических лиц, аналитики и сопровождения информационных система, автоматизации закупочной деятельности, разработки на базе 1С, системной интеграции, разработки мобильных решений.

Во-вторых, далеко не все студенты представляют себе, сколько интересного можно найти в современной энергетике. Фактически мы помогаем им определиться с профессиональным развитием и связать свою карьеру в ИТ с отраслью, работа в которой всегда будет востребована и важна.

В нынешнее время, в силу сложившейся ситуации, развиваем практику удаленной работы, организации совместных команд студентов и специалистов разных регионов. В ИТ этот тренд существует давно, так что развивать такие навыки очень важно для интеграции в рынок труда, особенно с учетом тех изменений, которые в нем происходят: глобализация, приоритет удаленной работы, непрерывное обучение на протяжении всего карьерного пути.

Приведите, пожалуйста, примеры выполненных проектов, которые составляют предмет гордости компании.

Сергей Колодей: Большинство знаковых проектов связаны со сферой биллинга потребителей электроэнергии, как физических, так и юридических лиц. СИГМА выполнила и выполняет по этому направлению проекты для федеральных и региональных компаний в структурах ИНТЕР РАО, ФСК ЕЭС, Россетей. Внедренные решения мы продолжаем сопровождать и развивать.

Также можно выделить направление ТОРО – техобслуживания и ремонтов оборудования. Здесь мы работаем на разных технологических платформах, что дает возможность предлагать заказчикам решения на тех платформах, которые уже у них используются.

Наше решение «Мобильный монтер» внедрено в МОЭСК и позволяет удаленно контролировать мобильные бригады, обслуживающие энергосетевое оборудование. Этот проект и новые подходы, которые удалось реализовать благодаря применению мобильных технологий, могут стать новым отраслевым стандартом в области мониторинга, снижения рисков и эксплуатационных затрат.

Что из происходящего на рынке РФ вы считаете настоящим вызовом для всей ИТ-индустрии, в целом, и компании «СИГМА», в частности?

Сергей Колодей: Вызовом является все. И это не шутка. 2020 год принес новое понимание кризиса как возможности. Пандемии сотрясали мир и ранее, но еще никогда у человечества не было таких технологических возможностей преодолеть главную трудность таких времен: разобщение, прекращение связей, информационный коллапс. Сегодня удаленная работа стала не одним из вариантов, а самым важным способом деятельности. И это требует перестройки всех отраслей, включая энергетику: все коммуникационные инструменты бесполезны, если нет электричества.

Есть и второй важный фактор – рост объема данных. В 2006 году объем данных, накопленных человечеством за всю историю, составлял 0,16 зеттабайта. Всего через 10 лет в 2016-м он уже превысил 1 зеттабайт. А к 2025 году, по известному прогнозу IDC, вырастет до 163 зеттабайт – в 163 раза. Производство данных, их хранение и обработка стали самостоятельной отраслью, которая потребляет значительный объем энергии – больший, чем многие реальные сектора экономики. Однако просто наращивать производство неэффективно и экологически небезопасно – поэтому энергетики еще активнее, чем раньше, ищут резервы сокращения потерь и снижения издержек.

Третье последствие пандемии – разворот экономики в сторону локальных производств, развитие их потенциала для включения в товарный обмен на уровне региона, страны, мира. Это насущная потребность, которая позволит выстраивать связи между компаниями более сбалансированно и повысит потребность в доступных энергетических ресурсах на локальном уровне. В этом плане я очень надеюсь на приток в команду СИГМЫ новых специалистов всех уровней: от стажеров до экспертов.

Как все это скажется на развитии ИТ-составляющей российской электроэнергетики?

Сергей Колодей: Посмотрим на цифры. В январе 2019 г. эксперты считали, что к 2035 г. спрос на потребление электроэнергии увеличится на 50%. 2020-й год уже внес серьезные коррективы в эти прогнозы: пока непонятно, насколько пандемия поменяет мир, но очевидно, что он не будет прежним. Это не просто фигура речи. Спад промышленного производства вызовет спад потребления энергии, а он, в свою очередь, вызовет отток инвестиций и рост цен. Уже звучали прогнозы, что в ближайшие пять лет стоимость электроэнергии для потребителей в РФ приблизится к тарифам в ЕС.

При этом, по самым оптимистичным оценкам экспертов, в ближайшие годы модернизация российской энергетической отрасли потребует инвестиций в размере 300 млрд. долларов. ИТ-решения не являются панацеей от этих рисков, однако они дают такие преимущества, как целостность бизнес-процессов, рост точности решений благодаря полным и актуальным данным и скорость реагирования на изменения.

Цифровая трансформация отрасли как практический способ решения проблем развития?

Сергей Колодей: Именно так. Мы видим, что интерес электроэнергетических компаний к мобильным решениям, IoT, большим данным и другим ИТ-трендам не является данью моде: отрасль заинтересована в росте эффективности и качестве пользовательского опыта для всех категорий потребителей. Цифровая трансформация энергетики поможет отрасли научиться снижать потери (за которые в итоге платит потребитель) за счет более масштабного и оперативного мониторинга всех бизнес-процессов: от техобслуживания и ремонта оборудования до расчетов со всеми категориями потребителей, снижения экологической нагрузки, уменьшения непроизводительных расходов. И это, на мой взгляд, придает особую важность задаче развития российских разработок, конкурентоспособных на мировом рынке.

По оценке Ассоциации РУССОФТ, не менее 96% российского экспорта программного обеспечения приходится на 40 регионов РФ, а это 50% страны. В течение последних лет объем зарубежных продаж российского ПО и услуг по его разработке постоянно возрастал: в 2017 – на 10%, в 2018 г. - на 19% (10,5 млрд. долл.). Иными словами, на динамику роста не повлияли ни колебания цен на нефть, ни введение санкций. Я глубоко убежден, что потенциал российских ИТ-разработок для энергетики лежит в распространении наших решений не только на локальном, но и на мировом рынке, и к этому нужно стремиться.

Источник

Tags: интервью, электроэнергия
Subscribe

Posts from This Journal “электроэнергия” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment