luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Будущее сейчас: почему обязательная маркировка — не прихоть, а неизбежность



Источник

В своем недавнем письме президенту бизнес-омбудсмен Борис Титов от имени предпринимателей попросил приостановить внедрение обязательной маркировки товаров. Единый оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В своей колонке для Forbes заместитель руководителя Центра Реваз Юсупов высказывает собственную точку зрения на проблему

16 апреля в Forbes была опубликована колонка интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, в которой содержалась критика идеи введения обязательной маркировки товаров и неоднозначная оценка деятельности Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), являющегося единым оператором системы маркировки. Заместитель генерального директора Центра Реваз Юсупов предложил редакции колонку, в которой он излагает собственное видение проблемы маркировки.

Можно бесконечно спорить о вреде и пользе тотальной цифровизации, но факт остается фактом: «невидимым» никто из нас уже никогда не будет. В идею полной приватности верят только цифровые нигилисты, а подавляющее большинство людей по всему миру готовы пожертвовать приватностью в обмен на комфортную жизнь и доступ к привычным сервисам в один клик.

В то же время по мере распространения цифровых инструментов для развития бизнеса вокруг них периодически возникают дискуссии. В частности, представители интернет-предпринимателей высказывают сомнения в достаточной пользе системы маркировки, созданной в России. Попробую с помощью фактов объяснить, чем эта технология выгодна экономике государства и бизнесу.

Одним из наиболее заметных глобальных трендов является track&trace — направление, связанное с созданием цифровых двойников товаров и целых отраслей, оживляющее интернет вещей и приводящее к настоящей индустрии 4.0. Это уже наша сегодняшняя реальность, технологичная и выгодная в долгосрочной перспективе для всех идея прослеживания товаров и сбора ценнейших массивов больших данных.

Проекты по маркировке и прослеживанию активно развиваются по всему миру. Например, еще в 2007 году были запущены программы обязательной маркировки в Китае (система PIATS для лекарств и продуктов питания) и Бразилии (табачные изделия и напитки). В США с 2013 года действует десятилетний план внедрения маркировки лекарств. Европейский Союз с 2005 года маркирует домашний скот, а с недавних пор — лекарства и сигареты. В Турции обязательная маркировка сигарет началась в 2007 году, а спустя три года к ним добавилась фармацевтическая продукция. Подобные системы работают в арабских странах, Южной Корее, Аргентине и других государствах.

Большинство таких проектов являются государственной инициативой, нацеленной на повышение прозрачности рынков и защиту потребителей. Но не менее распространены и корпоративные track&trace решения. Крупные компании, как правило, внедряют системы для своих сугубо внутренних коммерческих целей — защиты брендов или повышения эффективности логистики. Яркие примеры — Walmart, который создал подобную систему еще в 1980-х годах, или Pfizer, столкнувшийся с проблемой массовой подделки Viagra. Препарат стал наиболее подделываемым в мире, а компания оценивала свои ежегодные потери примерно в $2 млрд.

В России на фоне кризиса легализована дистанционная торговля лекарствами. По данным исследований, 35% поддельных препаратов в мире распространяется через интернет, и это один из основных каналов продажи подделок. Поэтому принятое решение будет работать эффективно вместе с обязательной маркировкой лекарств, которая запланирована на 1 июля 2020 года. Цифровое прослеживание препаратов позволит защитить потребителя, гарантируя легальность происхождения и качество лекарств.

Для реализации проектов по маркировке государства часто создают или привлекают централизованного оператора. При этом подобная модель имеет ряд особенностей:

*Единый оператор услуг track&trace, как правило, самостоятельно отвечает за создание цифровой системы, генерацию идентификационного кода и за итоговый контроль — для объективности прослеживания товаров
*Скорость реализации инициатив может значительно варьироваться; она может проходить быстрее в случае привлечения частного оператора, который более мобилен в принятии операционных и инвестиционных решений, нежели государство
*При государственно-частном партнерстве государство стремится привлечь одного и того же оператора к работе в нескольких отраслях для достижения синергии и унификации подхода, в чем, в свою очередь, заинтересован и мультитоварный бизнес

Так, в ЕС создана система track&trace eTACT для фармацевтической отрасли. В США нет единого оператора, его функции частично выполняют крупные частные интеграторы вроде TraceLink. В Бразилии товары маркирует и вовсе иностранный оператор SICPA (Швейцария). Эта же компания работает и с турецкими властями, занимаясь маркировкой сигарет, пива и алкогольных напитков. А в Китае маркировкой лекарств занималась частная компания AliHealth, «дочка» Alibaba Group.

Что в итоге принесла маркировка этим странам? В Бразилии за первые два года собираемость налогов выросла на 20% в сегменте пива и безалкогольных напитков, на 40% — в сегменте табачных изделий. Это неудивительно, ведь большинству «серых» производителей пришлось выйти из тени, чтобы продолжать работать. В Турции объемы нелегальных продаж сигарет снизились на 11% за первые три года. К слову, то же самое сейчас происходит в России, где с начала обязательной маркировки сигарет в марте 2019 года на треть увеличилось число легальных производителей, которые теперь подают сведения в Федеральную налоговую службу. В странах ЕС система track&trace снизила оборот контрабандной продукции на 30% за 5 лет. Большая часть этой выручки перешла к легальным производителям.

Очевидно, что от маркировки выигрывают все: и государство, которое получает больше налогов, и потребители, которым не нужно сомневаться в качестве товара, и бизнес, чьи доходы повышаются в результате ухода с рынка нелегальных конкурентов.

«Начинка» маркировки — высокие технологии: криптография, big data, машинное обучение. Сложно переоценить уникальность ресурса в автоматизации всех процессов и больших данных (о движении товаров «от завода до прилавка»), которые получат участники системы, включая малый бизнес в каждом регионе. Конечно, речь не идет о доступности данных, являющихся коммерческой тайной. Однако такие сведения — лишь небольшая часть из всего массива. Неиспользование этих данных сдерживает развитие самих компаний и сторонних сервисов, которые могут появляться на их основе, не нарушая интересов компаний, а формируя для них новые точки роста.

Уникальность российской системы заключается в том, какой потенциал для ее создания и развития дают онлайн-кассы, ставшие обязательными для розницы с 2016 года. Работая в связке с онлайн-кассами, маркировка ускорит переход бизнеса на электронный документооборот, повысив эффективность большинства процессов. Маркировка по сути заменяет производителям виртуальный склад, позволяет в онлайн-режиме планировать производство, снижать запасы, повышать оборачиваемость, и, как следствие, технологичность целой отрасли.

Цифровая маркировка — ничто иное, как интернет вещей, который поможет производителям перейти на бережливое производство и поставки Just in Time. Речь идет об элементах глобального планирования в его не советско-«госплановском», а новом, инновационном воплощении. К слову, в США, по данным TraceLink, фармкомпании уже заявляют, что сокращают расходы на логистику за счет автоматизации проверок грузов — регистрация каждой упаковки в палете может быть заменена выборочными проверками.

Еще одна особенность российского подхода заключается в том, что впервые в мире создается система общественного контроля на уровне всего государства. С помощью потребительского мобильного приложения каждый человек получает возможность проверять коды, контролировать подлинность и качество продукции, а также выявлять нарушения. На следующем этапе это, наряду с аналитической платформой самой системы, создает все условия для перехода к риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности.

Несмотря на страхи, что маркировка может стать обременением для бизнеса, многолетний мировой опыт показывает, что компании, которые ведут прозрачную деятельность и стремятся повышать свою эффективность, несомненно, выигрывают от внедрения этой технологии. Она позволяет им создать платформу для прыжка на совершенно другой, новый уровень развития.

Автор: Реваз Юсупов

Tags: бизнес, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments