luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Все тренды EdTech: от персонификации образования до VR-лабораторий



Люди на протяжении своей истории постоянно ищут способы сделать передачу знаний более простой, быстрой и эффективной. Квинтэссенцией этих усилий в цифровую эпоху стал EdTech. Сегодня рынок образовательных технологий активно растет по всему миру (лидеры — США и Китай), а современные школьники и студенты уже не мыслят сам процесс образования без интеллектуальных интерфейсов, индивидуально подобранных программ и виртуальных лабораторий. Руководитель продуктового направления образовательной платформы «Учи.ру» Екатерина Перепелкина рассказала о том, как искусственный интеллект, big data, виртуальная и дополненная реальности используются в современных технологичных продуктах для обучения.

Благодаря инновациям обучающий контент становится всё более персонализированным, развлекательным и интерактивным, что позволяет больше вовлекать аудиторию и удерживать ее внимание. Посмотрим, как в этом EdTech-проектам помогают три ключевые технологии.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Аналитики прогнозируют увеличение расходов на ИИ в образовании в течение следующих пяти лет до $6 млрд. Основным драйвером роста будет Китай, на втором месте — США.

КНР традиционно лидирует по внедрению искусственного интеллекта в любых отраслях. Крупнейший проект в образовании — Squirrel, основанный в 2014 году компанией Yixue, сегодня объединяет более 1 700 центров обучения по всей стране. Все они основаны на ИИ.

США стараются не отставать от восточного конкурента: использование искусственного интеллекта в местном образовании вырастет на 48% к 2022 году (по отношению к 2017-му). Один из самых заметных игроков — Carnegie Learning — получил четыре национальные награды за свои образовательные продукты, среди которых платформа MATHia, использующая инструменты персонализации и вовлечения при обучении школьников математике.



Какие функции EdTech-проекты создают на основе ИИ?

-Интерактивный интерфейс, помогающий учащимся активно вовлекаться в учебный процесс и оперативно получать от системы обратную связь. Исследование «Учи.ру» показало, что поколение Z (сегодняшние старшеклассники) придает большое значение интерактивному формату при выборе онлайн-курса. Он позволяет контролировать свой прогресс и получать своевременную помощь по темам, освоенным не до конца.

Такой интерфейс используется при создании цифровых учебных пособий, где текст предельно структурирован для лучшего восприятия. Например, платформа Cram101 разбивает на части и объясняет содержание учебника с помощью карточек, кратких резюме глав, практических тестов и вопросов типа «да/нет». А Стэнфордская литературная лаборатория работает над созданием интерфейса, способного преобразовать тысячи фрагментов текста в удобные в чтении брошюры.

-Голосовые помощники, такие как Amazon Alexa, Google Home, Apple Siri и Microsoft Cortana, могут быть использованы в обучении вместо традиционных печатных пособий или веб-сайтов. В Университете штата Аризона голосовой помощник Amazon Alexa отвечает на вопросы первокурсников (в базе заложены ответы на 5 тыс. возможных вопросов).

Голосовые помощники консультируют при выполнении самостоятельной работы, позволяя обойтись без участия преподавателя, снабжают дополнительными материалами для закрепления учебной программы.

-Персонализация. Люди обучаются с разной скоростью. ИИ позволяет адаптировать и персонализировать обучение для каждого отдельного студента в той или иной степени. Гиперперсонализация — это разработка индивидуального профиля обучения и адаптация материалов для каждого учащегося в зависимости от его способностей, предпочтительного способа обучения и опыта. Так, бельгийские школы внедрили в образование британскую обучающую ИИ-платформу Century Tech. Система анализирует интересы ученика, его уровень и пробелы в знаниях и на основании этих данных составляет индивидуальную программу. А Netex Learning позволяет преподавателям разрабатывать цифровые учебные планы и контент для разных устройств, интегрируя мультимедийные средства — видео и аудио, онлайн-инструкторы.

В России образовательная платформа «Учи.ру» учитывает скорость выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. При правильном решении система «хвалит» его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Каждый ученик получает возможность самостоятельно пройти курс в удобном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок.

Big data

Индустрия образования имеет дело с огромным количеством данных, включая такую ​​информацию, как сведения об учащихся, их успеваемости, поведении и результатах экзаменов. Они помогают администрации, преподавателям и ученикам отслеживать прогресс и выявлять общие тенденции. Педагоги используют данные для составления персонализированных планов уроков, прогнозирования результатов обучения и даже помощи студентам в поиске специальностей, соответствующих их интересам и навыкам.



Например, платформа Apex Learning создает решения для цифрового обучения, с помощью которых студенты отслеживают свой прогресс в течение семестра. Учителя имеют доступ к данным и обновляемой информации в режиме реального времени для разработки или адаптации планов уроков к потребностям учащихся. Другой пример — платформа Knowre, которая анализирует успеваемость, выявляет сильные и слабые стороны конкретного студента и генерирует соответствующие наборы задач.

«Учи.ру» использует анализ данных, позволяющий вычислить закономерности, возникающие в процессе обучения — например, частоту ошибок, количество затраченного на задачу времени или число повторов. На основе этих данных создается информационный портрет ученика, с помощью которого персонифицируется процесс обучения и контролируются все стадии освоения материала.

Виртуальная и дополненная реальность

Иммерсивные форматы обучения становятся глобальным трендом. Рынок технологий AR/VR достигнет в этом году $18,8 млрд (трехкратный рост за пятилетку), и весомая доля решений на нем ориентирована на образование. Только в сегменте корпоративного обучения ниша AR/VR вырастет до $6,3 млрд к 2022 году (с $216 млн в 2018 году).

Виртуальная реальность меняет роль обучающегося — с пассивного наблюдателя до активного участника событий, который может взаимодействовать с обучающей средой.



Технологии используются для привлечения интереса студентов к темам, связанным с географией, историей или литературой, предлагая глубокое погружение в атмосферу места и времени — вместо того, чтобы читать о Риме, можно перенестись в Рим. Google Expeditions — одно из приложений для смартфонов, которые позволяют приобрести такой опыт. Оно представляет собой библиотеку VR-экскурсий — от Великой Китайской стены до Марса.

В виртуальной медицинской лаборатории можно проводить опыты, не опасаясь последствий. А студенты-медики, изучающие анатомию, могут лучше понять строение тела в трех измерениях и взаимосвязь систем организма. Например, учащиеся гимназии Менделя в чешском городе Опава на уроках биологии изучают анатомию с помощью контроллера Leap Motion и специально адаптированных гарнитур Oculus Rift.

Виртуальная реальность расширяет возможности детей с особенностями развития. Многие дети, страдающие аутизмом, считают сенсорное погружение на 360 градусов (видео в комплекте со звуком через наушники) удобным и безопасным способом изучения новых ситуаций. При этом они могут легко вывести себя из симуляции, если это необходимо.

Иммерсивные форматы нашли применение и в корпоративном обучении. Британский стартап VirtualSpeech, основанный в 2016 году, создан для развития soft skills и моделирует множество ситуаций — например, переговоры со «сложным» собеседником или выступление на сцене перед огромной аудиторией. В России обучающая платформа hrvr.Academy помогает совершенствовать навыки межличностного общения, создавая для корпоративных клиентов (среди которых, например, «Сбербанк Лизинг») интерактивные ролевые симуляции.

В мире VR широко используется в обучении сотрудников на потенциально опасных производствах — например, в добывающей и нефтяной промышленности, и Россия не исключение. Платформа VR Professionals создает 3D-симуляции реальных объектов (например, корабля или даже нефтяной станции) или экстремальных условий (взрыв или пожар). Дополненная реальность больше подходит для визуализации рутинных операций — например, демонстрирует инструкцию по сборке оборудования. Разработку таких продуктов предлагает, в частности, российская компания Itorum.

В ближайшем будущем такие технологии, как ИИ, big data и виртуальная реальность, станут частью образования на всех его уровнях. Это произойдет по мере интеграции классической системы образования с современными цифровыми платформами.

Tags: образование, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments