luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Умный спорт: как соревнования для гиков стали новым трендом



В 2019 году оборот российского рынка видеоигр достиг $2 млрд. По динамике он приблизился к темпам глобального роста индустрии. А в целом в 2014–2018 годах оборот в России ежегодно увеличивался на 20–25%. Растут и заработки геймеров: средний доход на игрока вырос на 11% — до $41 (2,4 тыс. рублей). Ежемесячно он совершает в среднем три игровых покупки и трижды платит за донат стримерам. На всё это у него уходит $15–85 (1–5 тыс. рублей). Отдельный сегмент — интеллектуальные игры. Го, шахматы, покер и настолки, в том числе перекочевавшие в онлайн, пользуются всё большей популярностью, по ним устраиваются соревнования с приличным призовым фондом, а лайвстримы приносят их создателям стабильный доход. Заместитель директора Центра развития ИТ-образования МФТИ Мария Мильшина рассказывает о новых трендах в гейм-индустрии, интеллектуальных играх и подготовке умных кадров.

Эволюция: от сенета до го с роботом

Один из первых в истории сюжетов, посвященных интеллектуальным играм, можно обнаружить на Туринском царском папирусе, который был создан в Египте в 1150 году до н. э. На одном из фрагментов лев и газель играют в сенет — древнейшую настольную стратегическую игру, созданную еще в 3100 году до н. э.

Доподлинно неизвестно, по каким правилам играли египтяне и какое значение вкладывали в сенет — записи партий тогда не вели. Однако с каждым годом игра всё больше усложнялась, детализация росла, а качество фигур совершенствовалось.



По такому же пути развивались другие популярные настольные игры — шахматы, нарды и го. За минувшие столетия они прошли несколько этапов эволюции на всех уровнях: правила игры усложнились, дизайн досок и фигур изменился, а из товарищеских партий выросли масштабные чемпионаты, за которыми следят миллионы зрителей.

С появлением компьютеров и развитием машинного обучения играть в шахматы стали алгоритмы, а люди начали конкурировать с искусственным интеллектом — достаточно вспомнить легендарный матч 1997 года между Гарри Каспаровым и суперкомпьютером Deep Blue или разгромную победу алгоритма AlphaGo над чемпионом по го Ли Седолем в 2016 году.

Индустрия интеллектуальных игр росла, но настоящий бум произошел в конце 1990-х — начале 2000-х. В тот период Международный Олимпийский комитет признал видами спорта бридж и шахматы, правда, не дал им статус олимпийских. А Международная ассоциация интеллектуального спорта (IMSA) дополнила этот список го, шашками и сянци (китайскими шахматами — «Хайтек»). Тогда же возникли международные ассоциации интеллектуального спорта и состоялась первая олимпиада по интеллектуальным играм с призовым фондом в £100 тыс. Конкурсанты играли в шахматы, шашки, нарды, покер и другие классические игры, а некоторые даже совмещали одно с другим, участвуя в Decamentathlon и Pentamind — интеллектуальном аналоге десятиборья и пятиборья.

По мере развития технологий появлялись новые виды интеллектуального спорта: хакатоны, чемпионаты по спортивному программированию, а также киберспортивные соревнования, из которых выросла огромная индустрия — по прогнозам, к 2022 году выручка в сфере e-sport впервые достигнет $1,8 млрд, а аудитория киберспортивных мероприятий составит 600 млн человек.

Настольные игры, в первую очередь RPG и стратегии, также стали популярным видом умного спорта. Этот рынок разрастается с каждым годом, и к 2021 году он составит $10 млрд. Настолки уже давно перестали быть любительским развлечением — по ним проводятся чемпионаты мирового уровня, которые привлекают тысячи зрителей. Так, с конца 70-х — начала 80-х проходят соревнования по «Монополии» и «Дипломатии», а с 90-х — первенство по скрэбблу.

Классические игры вновь становятся трендовыми — например, настольная фэнтези-игра «Подземелья и драконы» (D&D) из 70-х в 2019 году внезапно установила рекорд по числу игроков. Трансляция одной из сессий D&D даже собрала 68 млн просмотров.

Параллельно с этим продолжают существовать сотни видов традиционных интеллектуальных соревнований: начиная с турниров, где нужно решать задачи на эрудицию и память, и заканчивая чемпионатами по скоростной печати и сборке кубика Рубика.



Первенства по умному спорту спонсируют крупные корпорации: Google, Facebook, Яндекс и «ВКонтакте» организуют кубки по спортивному программированию, Samsung и LG проводит соревнования по го, Nike предоставляет одежду и обувь игрокам киберспортивной лиги League of Legends, а Huawei и «МегаФон» спонсируют студенческие чемпионаты по олимпиадному программированию. Red Bull недавно запустила программу Mind Gamers для поддержки интеллектуалов из разных областей и регулярно проводит матчи.

Игроки становятся популярными фигурами: чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен рекламирует одежду и автомобили, а американский гроссмейстер памяти Нельсон Деллис зарабатывает миллионы на своих мнемонических техниках и выступает по всему миру с лекциями.

Чем объясняется растущая популярность «высоколобого» спорта? Почему мир внезапно увлекся старыми настолками в жанре фэнтези и трансляциями шахматных турниров? Почему число участников чемпионата по спортивному программированию ICPC за 20 лет выросло на 2 000%? Разберем как минимум четыре причины бума интеллектуального спорта.

Цифровизация: конкуренция с ИИ

Интерес к интеллектуальному спорту начал стремительно расти в 90-х — в тот период IBM разрабатывала шахматный суперкомпьютер Deep Blue, а американские исследователи уже начали проводить эксперименты с нейросетями и глубоким обучением.

Прошло 15 лет, и системы на базе искусственного интеллекта получили широкое распространение — сейчас они лежат в основе популярных приложений и социальных сетей, позволяют робомобилям ориентироваться на местности, а смартфонам — делать более качественные снимки.



Интересно, что в 2010-е игры оказали огромное влияние на разработку нейросетей. Так, для лаборатории DeepMind создание алгоритма для го было ключевой задачей — считалось, что эта настольная игра настолько сложная, что ИИ с ней не справится. Однако уже в 2016 году AlphaGo обыграл действующего чемпиона Ли Седоля.

В отличие от суперкомпьютера от IBM, систему не обучали играть против конкретного соперника. AlphaGo создавался как универсальный алгоритм, который в будущем сможет применяться для решения других стратегических задач.

Следующая версия системы — AlphaZero — в 2018 году стала гроссмейстером по го, шахматам и сеги. В тот же период алгоритмы научились играть в покер (техасский холдем, если быть точнее), а также освоили компьютерные игры: от простых аркад до комплексных стратегий. В конце 2019 года алгоритм AlphaStar превзошел 99,8% игроков по StarCraft 2, а до этого OpenAI Five обыграл профессиональную команду в Dota 2.



Роботы стали конкурировать с людьми и в других видах умного спорта. Например, в сборке кубика Рубика на скорость. В июне прошлого года роботизированная рука от MIT установила мировой рекорд, завершив сборку головоломки всего за 0,38 секунды.

Задачи по ИИ стали добавлять дополнительными треками к соревнованиям по спортивному программированию: конкурсанты начали работать с реальными кейсами от ИТ-компаний. Например, участники всероссийского фестиваля RuCode, организованного МФТИ, Яндексом и «МегаФоном» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда развития физтех-школ получили доступ к базе данных от Аналитического центра при Правительстве РФ и решали задачи ведомства с помощью технологии машинного обучения.

Прогресс в области машинного обучения стал ассоциироваться с интеллектуальными спортивными турнирами, что тоже способствовало популяризации. Соревнования перестали казаться нишевым развлечением для группы гиков — напротив, стало понятно, что эта отрасль тесно связана с новыми исследованиями и разработками, а действующие чемпионы приложили руку к тренировке и совершенствованию алгоритмов и даже пожертвовали своей карьерой — например, Ли Седоль прекратил карьеру профессионального игрока в го после поражения в турнире с ИИ.

Умные кадры: STEM и ИТ

По прогнозам экспертов, Россия к 2027 году столкнется с нехваткой как минимум 2 млн ИТ-специалистов. При этом, как отмечают аналитики KPMG, именно нехватка работников с необходимыми компетенциями и уровнем ИТ-грамотности станет главным барьером на пути к цифровизации.

Разработчиков, инженеров и специалистов по работе с данными действительно не хватает — эти профессии входят в топ самых востребованных во всем мире. Чтобы справиться с дефицитом кадров, во многих странах делают ставку на STEM-образование (science — «наука», technology — «технология», engineering — «инженерия», mathematics — «математика»), а программированию обучают с дошкольного возраста. В России к STEM-олимпиадам готовят в университетском лагере «Олимпиадные школы МФТИ».

Неудивительно, что интеллектуальные олимпиады и чемпионаты по программированию бьют рекорды по популярности. В турнире по спортивному программированию Google Code Jam ежегодно участвует свыше 60 тыс. конкурсантов, а в студенческом первенстве ICPC число участников превышает 50 тыс.

В России показатели тоже впечатляют: например, олимпиада для старшеклассников «Технокубок», которую организуют МФТИ и Mail.ru Group, привлекает более 7 тыс. человек ежегодно.



Сотни школьников выступают на олимпиадах по математике, информатике, химии и физике. Появляются и узкоспециальные соревнования, например, Brain Bee World Championship — чемпионат по нейронаукам для подростков. Естественнонаучные дисциплины изучают на сборах, в кемпах и летних школах. Параллельно с этим появляются мобильные приложения для изучения программирования в игровом формате — например, Grasshopper от Google, а наборы для изучения робототехники собирают миллионы долларов на Kickstarter.

К тотальной цифровизации готовились многие страны, но в условиях пандемии коронавируса переход на цифру стал не опцией, а необходимостью. Очевидно, что спрос на разработчиков, инженеров, биотхенологов и дата-аналитиков продолжит расти. Олимпиады, конкурсы и хакатоны не только поставляют квалифицированных специалистов, но и популяризуют технические специальности — а в этом и заключается цель многих организаторов чемпионатов.

«Мы всегда активно поддерживаем мероприятия по олимпиадному программированию. Как показывает практика, молодые специалисты начинают строить свою карьеру с участия в подобных соревнованиях: например, среди разработчиков Яндекса много тех, кто успешно решал олимпиадные задачи и тем самым прокачивал знания по программированию», — поясняет Динар Гумиров, руководитель олимпиадного направления Яндекса.

Новый формат потребления: эра лайвстримов

Ключевую роль в распространении умного спорта сыграли прямые трансляции на популярных платформах YouTube и Twitch. Чемпионаты по шахматам, покеру и настольным RPG стали стримить в прямом эфире, а подключиться к трансляции мог любой обладатель смартфона с доступом в интернет. Пользоваться платформами стали миллионы людей со всего мира, причем особую популярность площадки приобрели в Азии.

Одни только турниры чемпионата мира по шахматам собрали на Twitch более 4,4 млн уникальных зрителей, а пользователи платформы стали тратить на просмотр шахматных турниров на 500% больше времени, чем в 2016 году.

Настольная игра перешла в категорию киберспорта и обрела новую жизнь.

Изменился и сам формат трансляций: на смену официозным телевизионным комментаторам пришли блогеры и стримеры, которые шутили и поддерживали общение со зрителями. Некоторые игры, например, «Подземелья и драконы», впервые вышли из подполья — оказалось, что развлечение для гиков может быть увлекательным, особенно если привлекать к игре комиков, актеров и телеведущих.

Для киберспорта стриминговые платформы стали идеальным маркетинговым инструментом — они открывали миллионам зрителей доступ к турнирам, а также позволяли устраивать зрелищные шоу. Так, канал League of Legends первым в истории собрал 1 млрд просмотров на Twitch. И уже очевидно, что это не предел.

Интеллектуальные тренировки как новое хобби

По данным фирмы SharpBrains, только за 2018 год потребители потратили почти $2 млрд на приложения для интеллектуальных тренировок — в четыре раза больше, чем в 2012-м. Например, приложением Lumosity пользуются уже 100 млн человек, а его аналоги Peak и Elevate входят в топ самых популярных образовательных приложений.

Тренировки мозга в какой-то момент действительно стали мейнстримом. Вместе с тем росли продажи книг по саморазвитию, а также вебинаров и тренингов по скорочтению, мнемотехникам и прокачке IQ.



Бум отчасти спровоцировали исследования, которые советовали тренировать мозг для профилактики болезни Альцгеймера. Впрочем, польза подобных упражнений убедительно не доказана, но приложения для развития IQ по-прежнему используют миллионы людей ежедневно.

Конечно, для решения простых IQ-тестов и решения комплексных задач на международных олимпиадах требуется разный уровень подготовки. Но растущий интерес к задачам на память, скорость и эрудицию заставил по-новому взглянуть на умный спорт. Стало понятно, что это не причуды небольшой группы интеллектуалов с математическим складом ума, а ценные навыки, которые в условиях жесткой конкуренции на рынке труда нужно осваивать всем.

Tags: игра, спорт
Subscribe

Posts from This Journal “игра” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments