luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Как 27-летний сибиряк отказался от работы в «Газпроме», очаровал Кремниевую долину (2 часть)

1 часть 2 часть

Прокачка в минус

Выручка компании за 2019 год, по словам Белянкина (компания отказалась предоставлять Forbes финансовые документы), составила $6 млн. Сумма могла быть и больше, если бы в октябре Legionfarm не отказалась от значимого и самого быстрорастущего источника дохода — того самого бустинга, или прокачки аккаунтов за деньги, когда пользователь передает персонажа профессионалу, а после достижения искомых целей — возвращает под свой контроль. «Бустинг, и половцы, и печенеги — через все Legionfarm проходил», — шутит Алексей. По его словам, услуга еще может быть доступна через платформу, но компания сместила фокус на обучение игроков через совместную игру — коучинг, — чтобы «играть по правилам» рынка, выйти из «серой» зоны и изменить отношение индустрии к подобным сервисам.

«Нужно создавать рынок и перенаправлять его в то русло, которое хочешь. Для того чтобы это произошло, нужно сначала много отдать и потерять, прежде чем что-то получишь», — формулирует Белянкин. По его словам, после смены фокуса выручка просела более чем на треть, а на восстановление финансовых показателей ушло около пяти месяцев.

Разработчики и издатели игр бустинг не поощряют: в пользовательских соглашениях WoW и Destiny 2, например, прописан запрет на любую коммерческую деятельность с аккаунтом. Несмотря на риски, геймеры продолжают пользоваться услугами «прокачивающих» сервисов. Например, в сети легко найти сервис, который за $38 предлагает добыть самое недорогое редкое оружие в Destiny 2, а за $520 — «прокачать» персонажа до максимального уровня.

Представитель Blizzard — разработчика и издателя WoW — подтвердил Forbes, что компании важно, чтобы игровому опыту не наносился урон за счет коммерческих сделок внутри игры (например, от продажи внутриигровой валюты за реальные деньги). Но четкой позиции по коучингу — модели наставничества, которая лежит сегодня в основе бизнес-модели Legionfarm, — нет: студия никогда не предпринимала против подобных сервисов никаких действий и не блокировала аккаунты пользователей. Дело в том, что сам факт заказа «про» находится за пределами игры и поэтому не нарушает пользовательское соглашение. А доказать ,что игрок играет с нанятым за деньги тренером, а не со случайным знакомым, юридически практически невозможно, отмечает собеседник Forbes.

Белянкин не отрицает, что «строгая политика Blizzard и Bungie (разработчик Destiny 2, в компании не ответили на запрос Forbes — прим. Forbes) существует». Но у других разработчиков «в 90% случаев такого пункта в пользовательском соглашении нет», напоминает предприниматель. По его словам, Legionfarm создает рабочие места для геймеров, а те компании, что запрещают деятельность подобных платформ, «не понимают, что профессиональные игроки — это их стейкхолдеры», которые оказывают колоссальное влияние на успех всей отрасли. «Надо выстраивать отношения со всеми стейкхолдерами, и мы подключаем к диалогу «про» игроков. Таким образом мы говорим издателям и разработчикам, что все запрещать нельзя. Нужно считаться с интересами друг друга. И давайте этот рынок выведем в белое поле», — объясняет Алексей.

«Я хочу создать большую, действительно значимую компанию. Долина — самое подходящее для этого место»

Другой разработчик с жесткими правилам по отношению к бустерам — Riot Games. В их портфолио входит доступная на Legionfarm игра LoL. Представитель студии сообщил Forbes, что компания «категорически против бустинга, а вовлеченные в подобную активность аккаунты банятся». К коучингу Riot относится спокойно: «Это распространенная практика по улучшению скиллов среди игроков». Деятельность Legionfarm собеседник Forbes комментировать отказался, сославшись на то, что в студии «не слышали о компании и не знакомы с ее деятельностью».

Иной точки зрения придерживается продюсер разработчика Pixonic (входит в Mail.ru Group) Максим Фомичев. По его мнению, сервисы вроде Legionfarm уводят лояльную и платежеспособную аудиторию и лишают игроков оптимального по задумке разработчиков опыта. Фомичев отмечает, что бустинг, как и другие виды деятельности на «сером» и «черном» рынке, будь то продажа внутриигровой валюты, аккаунтов или внутриигровых услуг, — это огромный простор для деятельности мошенников всех мастей, от обычных обманщиков до кардеров. Коучинг — это тоже паразитирование на активах разработчика, который создает продукт и собирает аудиторию, категоричен продюсер Pixonic. Впрочем, формально эта деятельность, даже если нарушает пользовательские соглашения, не противозаконна, оговаривается он.

Белянкин твердо верит в то, что ему удастся сломить недоверие к бизнесу Legionfarm: «Мы, конечно, можем отступить, потому что что-то у кого-то прописано в лицензионном соглашении, а можем отстаивать интересы наших пользователей, которых много и которые, на мой взгляд, являются стейкхолдерами игровых компаний. Я верю в диалог и веду компанию так, чтобы с издателями возникла синергия, а не конфликт. Сейчас мы не видим на горизонте судебных споров, и считаю, умнее их избегать, но при этом не боюсь защищать нашу светлую миссию даже в суде». В случае, если отношения с разработчиками и издателями зайдут в тупик, Белянкин — то ли в шутку, то ли всерьез — не исключает, что Legionfarm, ратующий за рабочие места для «про» геймеров, может помочь игрокам устроить забастовки у офисов несогласных компаний.

Работа вопреки

Бизнес Leginfarm полезен всем, продолжает Белянкин: разработчикам он помогает удерживать платежеспособную аудиторию, которая иначе переключилась на «условный Netflix» или другой способ развлечения, а властям — создавать рабочие места внутри виртуальных миров. В одних только США на фоне пандемии коронавируса в мае более 40 млн людей остались не трудоустроены, напоминает предприниматель. По его словам, Legionfarm пытается договориться с правительством США «о способствовании созданию рабочих мест внутри игр — это может быть ответом на растущую безработицу».

Сама компания при этом выступает как посредник. В пользовательском соглашении Legionfarm уточняет характер взаимоотношений между платформой, геймером и «про» игроком: сервис снимает с себя всю ответственность за действия заказчика и исполнителя, лишь связывая их друг с другом и обеспечивая своевременную оплату работы исполнителя и свою 50-процентную комиссию.

«Legionfarm с нуля создает профессию будущего — игрового тренера. Чем-то похоже на инструктора по фитнесу или лыжного гида»

Не все разработчики готовы к диалогу на таких условиях, признает Белянкин. Например, в случае Blizzard «в Legionfarm просто знают», что любая попытка перенаправить денежный поток куда-то, кроме счетов самой студии, повлечет за собой резкий отказ: «Думаю, общаться с такими крупными игроками стоит тогда, когда у тебя очень много людей за спиной».

С разработчиками меньшего калибра у Legionfarm другая политика. Например, авторы популярной игры Escape from Tarkov — студия Battlestate Games — получили предложение сотрудничать, но отказавшись, обнаружили, что сервис Белянкина все равно начал свою деятельность внутри проекта.

Дмитрий Огородников из Battlestate Games настаивает, что разработчик дал ясно понять: мы против подобных услуг в нашей игре. «Они предлагали продвигать свой сервис вместе с нашим признанием, что их услуги полезны и легальны, — вспоминает он. — Мы объяснили, что Legionfarm очень близок к RMT (внутриигровой торговле виртуальными предметами за реальные деньги — прим. Forbes) и другим средствам получения нечестного преимущества, что категорически запрещено в нашем проекте». К тому же, по словам Огородникова, внутри Escape from Tarkov есть аналогичная Legionfarm бесплатная система помощи опытных игроков новичкам.


Алексей Белянкин (слева) с CEO Y Combinator Майклом Сайбелом

Несмотря на отказ сотрудничать, Legionfarm без уведомления и согласия Battlestate Games начала предлагать свои услуги в игре. «Они мотивировали это тем, что не могут пройти мимо, должны реагировать на рынок и успешные проекты, принесут нам пользу, — рассказывает Огородников. — По факту они хотят зарабатывать на нашем коммьюнити даже без нашего согласия».

Белянкин парирует: «Да, у нас был с ними разговор, после которого интеграция не состоялась. У них есть внутри система «шерпов» — по сути аналог того, что делаем мы». Но бесплатная модель неэффективна, указывает предприниматель: «Про» игроки неохотно помогают новичкам, потому что Escape from Tarkov их не поощряет, а Legionfarm платит деньги». С «про» нужно считаться, еще раз постулирует Алексей.

Недовольные «бустеры»

Хотя сегодня Legionfarm и позиционирует себя как отказавшийся от бустинга сервис, Белянкин признает, что «прокачкой» не брезговали и его предыдущие проекты, включая MMOGUARD, и Legionfarm в своем изначальном виде. С той поры за компанией остались закреплены более 20 доменов, часть из которых активна до сих пор. Среди них — lfcarry.com, на который можно попасть с официального сайта Legionfarm из раздела по WoW. И lfcarry, в отличие от «материнского» портала, прямо предлагает среди услуг бустинг. А вот список игр у сайтов идентичный. Белянкин уверяет, что ссылка на бустинг-сервис объясняется наследием компании: Legionfarm еще не занималась удалением старых доменов (правда, lfcarry.com появился только 10 февраля 2020 года).

Сохраняющаяся доля от «прокачек» в выручке сегодня не превышает 10%, уточняет предприниматель. Открытая статистика домена legionfarm.com на SimilliarWeb это косвенно подтверждает: в апреле 2020-го на домен lfcarry.com перешло около 12% аудитории официального сайта.

Также в сети остались неоднозначные вакансии российского юрлица Legionfarm. В описании позиции «Геймер» ООО «Геймгард» уточняет необходимость «прокачки персонажей (normal, fast and ultra-fast leveling) с соблюдением требований компании» и «прокачки репутации (со всеми фракциями из любых дополнений WoW)». Белянкин уточняет,что и вакансии остались из прошлого, а недавнюю дату публикации (11 мая 2020 года) объясняет автоматическим обновлением на сайте.

«По факту Legion хотят зарабатывать на нашем коммьюнити даже без нашего согласия»

Упоминания бустинга можно встретить в отзывах предполагаемых клиентов и исполнителей сервиса. Например, на сайте отзывов «Правда сотрудников» один из пользователей рассказал о проблемах с оплатой, а другой — о необходимости подключаться к играм через VPN и стримить весь процесс на случай, если заказчик решит проверить исполнение заказа. В Legionfarm наличие стримов подтвердили: трансляции Apex Legend, например, выкладывают на официальном YouTube-канале. Белянкин подтверждает и проблемы с оплатой в конце 2019 года: Legionfarm заблокировали PayPal, и компании пришлось срочно искать замену.

Недовольство исполнителей появилось не только на профильных сайтах, но и на имиджборде «Пикабу»: там недовольный игрок разместил скриншоты переписки с поддержкой Legionfarm о затянувшейся оплате. На скриншотах и в комментариях к посту исполнители называют себя «бустерами». В комментарии пришел главный маркетолог Legionfarm Эмин Алекперов, который попробовал разрешить ситуацию. После разговора Белянкина с корреспондентами Forbes под постом появился официальный ответ Legionfarm: компания отметила, что проблемы осенью 2019-го были, но уже решены. Статус исполнителей в ответе не оспаривается.

«Какой может быть риск?»

Впрочем, инвесторов и менторов Legionfarm работа в «серой» зоне не пугает. «Рисков в бустинге не вижу. Ребята не делают чернуху типа бустинга elo (искусственное завышение рейтинга — прим. Forbes), который влияет на матчмейкинг. Плюс Play with Pro (формат игры с профессиональным наставником) наверняка долгосрочно опередит бустинг по выручке — это более управляемый и масштабируемый продукт, которому доступно намного больше каналов привлечения новых клиентов», — объясняет Денис Сметнев.

Игорь Шойфот и вовсе удивляется вопросу о потенциальном конфликте с разработчиками и издателями: «А какой может быть риск? Не думаю, что принципиально важно, какие именно услуги ребята делали внутри игр, будь то обучение, прокачки или что-то еще. Важно, что они успели сформировать ядро профессиональных игроков на стороне предложения и сейчас успешно занимаются тем, о чем прямо-таки мечтает любой бизнес в хай-тек — market disruption («подрывом» рынка своей бизнес-моделью)».

Алишер Хасанов, который продолжает сотрудничать с компанией в качестве ментора, рассуждает так: издатели придумали бизнес, на основе их бизнеса другие предприниматели придумывают, как заработать деньги. Он считает, что понятие «серый», «черный» или «белый» способ заработка в этой сфере условны и зависят от точки зрения. По словам предпринимателя, издателям это может не нравиться, но пользователи, покупая услуги «про» игроков, добровольно расстаются с деньгами — услуга востребована. «Рынок видеоигр — еще не до конца урегулированная, не сформированная система. Она сталкивается с реальностью [в которой есть спрос на подобные услуги]. На основе столкновения происходит изменение [рынка]. Коучинг и бустинг трансформируются во что-то другое, никто не знает, как это будет выглядеть, но все знают, что в таких услугах есть большая потребность. Леша один из первых, кто строит эту систему, — рассуждает Хасанов. — Первые золотоискатели своими молоточками отбивали [породу] и находили новые [золотоносные] территории. Леша точно так же в игровой индустрии «отбивает» систему того, как это будет работать».

Сергей Негодяев из ФРИИ отмечает, что на момент выхода фонда из LegionFarm «стратегия компании была ориентирована на развитие сервиса, связанного с обучением геймеров». «По нашим расчетам, компания должна была отказаться от бустинга в широком смысле, при котором пользователь отдает аккаунт и возвращается уже на все готовое. По нашим данным, такая практика на платформе когда-то была, но не являлась целевой», — говорит собеседник Forbes.

«Первые золотоискатели отбивали породу и находили новые прииски. Леша точно так же «отбивает» систему в индустрии игр»

Как клиент доволен сервисом и Владимир Панченко из Skins.Cash: игроки получают позитивные эмоции, за которыми пришли в игру, профессиональные геймеры — заработок за то, что любят делать, а издатели игр — рост сообщества, перечисляет он. Предприниматель при этом понимает, что передавать аккаунты другому пользователю нелегально, а играть в паре, по его мнению, — вполне здорОво для индустрии.

Кремниевый вирус

Кремниевую долину бизнес-модель Legionfarm тоже не смутила — зимой стартап подал заявку и попал в главный акселератор планеты Y Combinator (YC), от которого привлек $150 000 инвестиций. В интервью американскому Forbes сам гендиректор YC и по совместительству сооснователь Twitch Майкл Сайбел лестно отозвался о проекте: «До сих пор киберспорт и стриминговые сервисы предоставляли геймерам недостаточно возможностей для того, чтобы бросить работу и строить карьеру, играя в видеоигры. Я верю, что Legionfarm поможет десяткам тысяч игроков наконец-то зарабатывать на жизнь тем, что они любят».

В менторы российскому стартапу благодаря YC попал еще один сооснователь Twitch Кевин Лин. В комментарии Forbes он объяснил, как Legionfarm дополняет существующую инфраструктуру гейминга: «В мире игр происходят бурный рост и культурная эволюция. С помощью таких платформ, как Twitch, геймеры могут зарабатывать на жизнь, развлекая фанатов с помощью стримов. Но не каждый может стать стримером. Legionfarm открывает возможность получать доход тем, кто любит игры и играет на высоком уровне, но предпочитает делать это без необходимости быть на виду».

Из-за пандемии коронавируса демодень — выпускной YC, когда стартаперы презентуют свои проекты, — перенесли в онлайн. «Я-то думал, что выйду на большую сцену и перед тысячей инвесторов дам питч. В моей голове это был звездный час. Но все было в онлайне. Мы просто созванивались с людьми. Пришлось быстро адаптироваться», — улыбается Белянкин.

«Через год мы хотим сделать самого большого работодателя в индустрии. Но чтобы издателям и другим игрокам это было полезно»

Таким же образом — по видеосвязи — он привлекал новых инвесторов. По подсчетам Алексея, в совокупности за три недели он пообщался с сотней потенциальных партнеров, которые на фоне кризиса были не в лучшем настроении. Стартапер «был выжат как лимон», но цели достиг — договорился о новом раунде, который нужен команде для развития бизнеса и запуска мобильного приложения. Детали предприниматель не раскрывает, но во время интервью Forbes он проговорился, что среди инвесторов могут быть топ-менеджеры Twitch и Google (два источника, близких к компании, подтвердили это Forbes). Официально о сделке объявят летом 2020 года.

Споры вокруг стартапа при этом не утихают. Например, давний напарник Белянкина по WoW Александр Shurko Лавриненко признается, что ему «тяжело представить сценарий, чтобы создатели игр пошли на официальное сотрудничество с подобными конторами, потому что в игровом сообществе это считается нечестной игрой, да и зачастую противоречит правилам». А вот Александр Горный считает, что Белянкину удастся изменить рынок: «Во главе угла все-таки должно стоять удобство игрока, а не мнение администрации игры. И я надеюсь, со временем это удобство победит».

По словам Алексея, самоизоляция пошла стартапу на пользу: люди на карантине стали больше играть. Выручка в марте выросла по отношению к предыдущему месяцу на 50% и вернулась к показателям периода до отказа от масштабирования бустинга. В мае — еще на 20%. По оценке Forbes, показатель мог достичь $1 млн в месяц. Всего с момента создания Legionfarm пользователи с помощью 8500 тренеров провели более 400 000 игровых сессий, каждая из которых длилась не менее часа.

«Через год мы хотим сделать самого большого работодателя в игровой индустрии, чтобы более 10 000 крутых геймеров стали профессиональными игроками и получили работу в играх. При этом чтобы игровым издателям и другим игрокам это было полезно и не вредило. Мы хотим, чтобы мы через пять лет стали миллиардной компанией», — делится амбициозными планами Белянкин. Критики он не боится, приводя в пример выживших и победивших «возмутителей спокойствия»: «Twitch пытались закрыть все, кому не лень, много раз. Uber часто шел против властей. И в них верили инвесторы, потому что у них был vision и execution (видение и умение достигать поставленные цели — прим. Forbes). Считаю, у нас очень похожая ситуация. И не вижу ничего плохого в нашей миссии — мы делаем светлые вещи. И наши партнеры это видят. А со временем увидят и все остальные».

Авторы: Ильмира Гайсина, Павел Карасев

1 часть 2 часть

Tags: Россия, бизнес, компьютерная игра
Subscribe

Posts from This Journal “компьютерная игра” Tag

promo luckyea77 июнь 19, 23:05 10
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments