luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

«Камаз» отчитался о первых результатах цифровой трансформации

«Камаз» в годовом отчете за 2019 год, опубликованном 6 июля 2020-го, подвел первые итоги цифровой трансформации. «Камаз» был одной из первых 10 компаний с госучастием, которые в 2018 году утвердили стратегии цифровой трансформации в соответствии с федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика».

Цифровая трансформация «Камаза» предусматривает формирование и реализацию проектов по всем функциональным направлениям, включая новую платформу управления компанией, цифровизацию цепочки создания стоимости, развитие инфраструктуры и цифровой корпоративной культуры. В годовом отчете компания приводит результаты и планы по каждому из направлений.


Одна из ключевых целей «Камаза» - создание современного производства автомобилей нового поколения К5 (фото - годовой отчет «Камаза»)

Цифровой инжиниринг

Общемировой тренд в технологиях проектирования – это возрастание доли «цифровых» испытаний, интегрированных в процесс проектирования. Этот тренд характерен и для «Камаза». Разработка инновационных изделий организована в соответствии с концепцией жизненного цикла продукта. Для этого используется специализированное программное обеспечение для управления требованиями, выполнения расчетов, хранения данных – система управления инженерными данными Teamcenter, говорится в годовом отчете. Разработчиком этого ПО является Siemens PLM Software.

Цифровой инжиниринг позволяет оптимизировать практически все потребительские свойства автомобиля – себестоимость, стоимость владения, топливную экономичность, скоростные свойства, тормозные свойства, надежность и долговечность, управляемость и устойчивость. Уже на концептуальной фазе существует возможность проверить выполнимость требований к автомобилю и обосновать требования к его компонентам до их испытаний, тем самым сократить объемы дорогостоящих натурных испытаний.


(фото - годовой отчет «Камаза»)

Совокупность разработанных цифровых моделей автомобилей, созданный верификационный базис, инструменты управления инженерными данными, алгоритмы предиктивной аналитики и диагностики позволяют выйти на новый уровень проектирования и создавать цифровые двойники, которые обеспечат повышение эффективности бизнеса, - отмечает «Камаз» в годовом отчете.

Цифровизация производства и цепочек поставок

В области цифровизации производства и цепочек поставок в 2019 году компания приступила к реализации таких крупных проектов как:

*Система планирования и учета по ремонту и обслуживанию технологического оборудования;
*Управление производственным транспортом для технологических перевозок.

Кроме крупных проектов стартовали следующие проекты по применению:

*Беспилотного транспорта для доставки комплектующих на конвейер сборки автомобиля;
*Дополненной реальности в сборочном производстве;
*Инструментов моделирования для оптимизации обработки деталей на заводе двигателей,
*Технического зрения в производственных и административных процессах.

В «Камазе» заявляют, что уже получены первые результаты от реализации пилотного проекта с использованием аддитивных технологий в опытно-промышленном производстве. А в планах на 2020 год завершение проекта по внедрению MES системы на главном сборочном конвейере и запуск внедрения MES системы на дискретном производстве компании.

Также развивается инфраструктура для обеспечения сбора данных с целью получения информации о ходе производства в режиме реального времени, что позволит оперативно распределять производственные задания.


В мае 2019 года открылся завод по производству каркасов кабин «Даймлер Камаз Рус», управляет которым совместное предприятие «Камаза» и Daimler AG. В «Камазе» заявляют, что производство обладает самым высоким уровнем автоматизации в России. (фото - годовой отчет «Камаза»)

Цифровизация продаж и сервиса

Основная задача компании в области цифровизации продаж и сервиса на данном этапе развития – упростить процесс приобретения автомобилей «Камаз» и помочь клиентам повысить эффективность управления автомобильным парком. Для снижения стоимости владения грузовики поколения К5 оснащаются интеллектуальной транспортной информационной системой – ИТИС-КАМАZ. Эта система позволяет клиентам контролировать и улучшать эксплуатационные параметры автомобиля по расходу топлива, износу деталей, снижать затраты на логистику.

По данным «Камаза», компания уже заключает контракты полного жизненного цикла с корпоративными клиентами, по которым она несет ответственность не только за выпуск изделия, но и за поддержание его работоспособности на всем сроке договора. В 2019 году также были выведены на рынок ряд цифровых сервисов, позволяющих клиентам решать ряд задач: виртуальный офис продаж truckinstock.com, управление логистическими заявками cargorun.ru, платформа аренды спецтехники онлайн specsharing.ru.

В планах на 2020 осуществлять дальнейшие шаги по переходу к бизнес-модели «Автомобиль как сервис». Цель - создать новую бизнес-среду, вовлечь в нее сервисные и дилерские центры «Камаза», то есть ускорить интеграцию и организовать совместные бизнес-процессы по удаленной диагностике, внедрить эффективную систему продвижения цифровых сервисов клиенту. Клиентам также будут предложены опции для оснащения автомобиля электронным оборудованием с целью контроля и анализа требуемых параметров эксплуатации с помощью программного обеспечения, включая мобильные приложения.

К тому же на 2020 год актуальны задачи по созданию новых цифровых сервисов с использованием услуг страхования и лизинга.

Цифровая платформа

Создание цифровой платформы, в которой автомобиль является одним из составных элементов интернета вещей, является для «Камаза» важной задачей, указано в годовом отчете. Автомобили К5, автобусы, электробусы способны генерировать и передавать на сервер огромное количество данных, на основе которых разрабатываются новые приложения. Также ведется работа по созданию дополнительных сервисов, в основе которых лежат технологии работы с данными.

На 2020 год ставятся задачи по созданию новых цифровых сервисов в области мультимодальной и международной логистики.

Цифровизация системы управления

Цифровая система управления позволяет существенно повысить качество и скорость принимаемых решений, а также показатели работы. В рамках этой задачи в 2019 году реализован крупный проект по внедрению инструментов анализа данных в подразделениях компании. Для этого данные о работе «Камаза» были собраны в единое хранилище, обработаны, скомпонованы и предоставляются в режиме онлайн лицам, принимающим решение.

На 2020 год планируется создание рекомендательных систем в области принятия заказа и систем управления сроками разработки.

Цифровая культура

В компании в 2018 году стартовала проектно-образовательная программа «Акселерация проектов цифровой трансформации». Ее задача – создать для команд, прошедших отбор, условия, близкие к работе стартапов: максимально гибкие и эффективные, позволяющие быстро принимать и при необходимости менять решения.

В 2019 году компания поддержала 14 проектов по созданию бизнес-направлений, решающих задачи «Камаза» и дополнительных сервисов услуг для внешних и внутренних клиентов.

В 2020 году «Камаз» планирует приумножать портфель проектов за счет запуска третьей волны корпоративного акселератора по трем направлениям:

*«Бизнес» - для идей, генерирующих регулярный доход;
*«Экосистема» - для проектов по улучшению условий работы сотрудников «Камаза»;
*«Проверка гипотезы» - для идей по улучшению внутренних процессов компании.

Ведущие проекты корпоративного акселератора


Из годового отчета «Камаза» за 2019 год

Появление робота-бухгалтера

23 октября 2019 года стало известно, что ООО "Центр обслуживания бизнеса" (ЦОБ) стало первым подразделением "Камаза", где на выполнение одного из бизнес-процессов настроили программного робота (RPA).

Теперь справки 2-НДФЛ для работников "Камаза" формируются без участия человека. Содействие оказывает компьютерная программа-робот: она выполняет определённые действия за сотрудника, имитирует работу человека за компьютером. На октябрь 2019 года робот пока формирует только справки 2-НДФЛ. В разработке – дополнительный функционал, часть которого уже работает в тестовом режиме.

Генеральный директор "Камаза" Когогин Сергей ознакомился с процессом работы программы и положительно оценил влияние роботизации бизнес-процессов на операционную эффективность.

Совместная работа людей и роботов – это примета уже не будущего, а настоящего времени. Несколько лет назад "Камаз" взял уверенный курс на реинжиниринг производства, и теперь на производственных площадях компании сосредоточены многие передовые технические решения в сфере роботизации. Дошла очередь и до офисов. Внедрение роботов позволяет нам совершить ещё один шаг в сторону инноваций и повысить эффективность вспомогательных процессов за счёт автоматизации рутинных задач,
сказал Когогин Сергей


Сергей Когогин также отметил, что работа в этом направлении продолжится, поскольку "Камаз" – в числе тех компаний, где уже оценили изменения, которые несёт искусственный интеллект.

На октябрь 2019 года на "Камазе" функционирует ряд информационных систем, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы. При этом для их ускорения не всегда нужно создавать новые системы, иногда достаточно ускорить работу человека. К реализации этой цели и должны подключаться программные роботы, позволяющие освободить время, которое уходило на рутинные операции для более сложных задач. С внедрением роботов повышается производительность, исключается риск ошибок, ускоряется процесс формирования информации для принятия управленческих решений. Поскольку роботы могут эффективно работать 24 часа в сутки, это альтернатива ручному труду, которая существенно экономит затраты, а высвободившиеся средства можно направить на развитие персонала или другие инвестиции.

Переход на оформление электронных ПТС

Как стало известно 2 октября 2019 года, «КамАЗ», как один из участников пилотного проекта Минпромторга РФ по переходу на электронные паспорта транспортных средств, приступил к процедуре их оформления.

Страны Таможенного союза намерены перейти на единый электронный формат паспортов с 1 ноября 2019 года. «КамАЗ» — в числе первопроходцев по внедрению этой процедуры, и уже с сентября в компании начали оформлять документы в электронном виде. По состоянию на 2 октября в торгово-финансовой компании «КамАЗ» выдаётся в среднем по 20 электронных паспортов (ЭП) в сутки.

Как пояснил заместитель директора по поставкам и отгрузке АО "ТФК «КамАЗ» Максим Вахницкий, первая партия из семи товарных автомобилей с электронными паспортами была выпущена ещё в декабре 2018 года. На 2 октября такие виртуальные документы оформлены на 230 единиц автотехники. Первыми по лизинговой сделке были отправлены седельные тягачи "КамАЗ-5490".

В целом перевод моделей на ЭП производится поэтапно: с июля этого года переведены серийные шасси, в августе перечень был дополнен тягачами и бортовыми автомобилями, а с сентября ЭП сопровождают малые партии автомобилей, самосвальную технику.

За время подготовки к переходу на ЭП рабочей группой, куда вошли несколько подразделений компании, подготовлен ряд концептуальных документов. В их числе – как внутренние, так и внешние документы, например, касающиеся обмена конфиденциальной информацией с администратором системы АО "Электронный паспорт". Была доработана информационная система на базе 1С, организован зашифрованный канал передачи данных, определены методология и методика оформления ЭП, – рассказал Максим Вахницкий.

Также участниками проекта являются заводы-изготовители спецтехники, банковские, кредитно-лизинговые структуры, ГИБДД и МВД РФ, таможенные и налоговые службы, станции техосмотра, дилерские, сервисные организации.

Как отмечается, электронный паспорт содержит значительно больше информации. Если в бумажном было 25 информационных полей, то в электронном их – 132. При этом 94 поля заполняет «КамАЗ» как организация-изготовитель, обозначая все базовые технические характеристики автомобиля. После того, как машина ставится на учёт в ГИБДД, ЭП уже "живёт своей жизнью" и, по сути, является досье автомобиля: далее в него вносится вся информация о гарантиях, ремонте, купле-продаже, смене собственника и прочее.

Среди плюсов ЭП называются следующие: вся информация из разных структур концентрируется в одном месте, повышается прозрачность истории автомобиля, достоверность данных. ЭП защищён от краж и подделок, его нельзя потерять, потому что он хранится в системе, в облаке. Кроме того, стоимость услуг по оформлению ЭП при обработке в ГИБДД – вдвое дешевле, чем бумажного.

Внедрение MES на главном сборочном конвейере КамАЗа

На автомобильном заводе (далее – «АвЗ») началась установка терминалов для функционирования системы MES. Новый инструмент визуально изменит облик главного сборочного конвейера – он станет ещё более современным, светлым и прозрачным. Прозрачней станет и вся система работы на финишном производстве «КАМАЗа.

Система подскажет

Только замначальника цеха сборки автомобилей по технической части Руслан Кустовский решил показать расположение на поверхности мобильной тележки терминала MES ящиков с метизами, сбоку тут же прикрепили подставку для гайковерта. C другой стороны будет место и для сканера, который вскоре станет ещё одним основным инструментом рабочих.

– Сейчас каждый слесарь МСР перед началом сборки должен на бумажном носителе (в комплектовочной ведомости) найти операции, которые ему предстоит выполнить, а после установки детали или узла в контрольной карте сборки автомобиля поставить специальный штамп. На это требуется время, – поясняет Руслан Григорьевич. – После внедрения системы MES всё упростится. Бумажные носители заменит терминал. Рабочему достаточно будет просканировать этикетку со штрихкодом на детали, а затем подтвердить выполнение операции на сенсорном экране. Если установлена нужная деталь, система ответит «ОК». В противном случае нужно будет переделать операцию, иначе конвейер остановится – система не позволит передавать далее дефектную продукцию.

По ходу движения производственная оперативная система MES (Manufacturing execution system) поможет разобраться рабочему и с десятками модификаций автомобиля. На самой линии уже установлены датчики (REFID-метки), которые сообщают системе, какой именно автомобиль идёт сейчас по ГСК, и в случае необходимости подскажет рабочему, какую деталь из имеющихся в наличии нужно выбрать и как установить. В дополнение к электронному техпроцессу, который сейчас разрабатывают в блоке развития, планируется включить фото и видеофайлы с инструкциями.

Кроме терминалов и стоек, которыми будет оборудовано каждое рабочее место установки деталей (всего их будет 174), на конвейере появится инструмент с обратной связью. Гайковёрты будут автоматически подстраиваться под тот момент затяжки, который нужен при закреплении определённого узла на конкретной модели, и посылать сигнал о проделанной операции. Интеллектуальными системами также будут оснащены заправочные станции и испытательные стенды. Также в автоматическом режиме будет идти и передача заказов на необходимые запчасти и комплектующие, их учёт и списание.


На терминале MES-системы всё под рукой


С новыми инструментами мастера и бригадиры знакомятся на совещаниях


Этот гайковёрт для установки колёс после подключения производственной оперативной системы будет сам рапортовать о выполненной операции

В ногу с цифрой

За ходом работы конвейера через мобильные телефоны и планшетные компьютеры будут следить мастера, начальники цехов и, конечно, контролёры ОТК. У последних появится ещё один инструмент – видеокамера. Кадры без лишних затрат времени на описание передадут изображение дефекта, если он каким-то образом окажется у красной черты ворот качества.

Главная задача MES – обеспечить прорыв в сборке большегруза премиум-класса КАМАЗ-54901. Для этого адаптируются электронные техпроцессы, да и сервисные службы точно должны знать, из каких узлов и деталей собран продукт. Он же станет пилотом, на котором будет отрабатываться вся схема взаимодействия участников процесса. Позже её действие будет распространено на сборку К4 и К3.

Слесари МСР поглядывают на новые предметы промышленного интерьера с улыбкой: «Будущее пришло на «КАМАЗ». Мастера и бригадиры каждый день на пятиминутках рассказывают о ходе интеграции системы – вот сейчас как раз идёт монтаж сетей.

Руководителям очень важно оперативно получать обратную связь, система работы должна быть максимально удобной и продуктивной.

– Сейчас на АвЗ вместе с реинижиниригом автопроизводства реализуется сразу несколько проектов по цифровизации – это внедрение MES-системы, электронного техпроцесса, проект идентификации и прослеживаемости, реорганизация логистической зоны, – подчёркивает начальник отдела подготовки производства Ильшат Нуруллин. – Но любая система работает в паре с человеком, поэтому очень важно шагать в ногу с новыми технологиями.

В июле-августе 2019 года на АвЗ планируется завершить подготовительные работы, в сентябре намечен запуск MES в опытно-промышленную эксплуатацию. Вслед за ГСК-2 система будет внедряться в цехе сборки и комплектации автомобилей, на участке сборки кабин нового поколения, на ГСК-1 и в цехе подсборки. А потом шагнёт и в агрегатное производство…

Сотрудничество с ABB с целью развития инфраструктуры для электробусов

10 июня 2019 года компания ABB сообщила о подписании соглашения о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» с целью развития инфраструктуры для электробусов в России. Документ был подписан президентом ABB в России Ириной Козловой и генеральным директором КАМАЗ Сергеем Когогиным.



Стороны планируют объединить усилия для внедрения лучших решений в муниципальные транспортный инфраструктуры, подразумевающие комплексные поставки как электробусов, так и зарядных станций. Компании также решили совместно приводить зарядные станции в соответствие с техническими требованиями заказчиков при использовании силовых модулей АВВ для различных типов зарядных станций (ультрабыстрых и маломощных).

Рынок пассажирской техники, с которым мы связываем большие перспективы, стремительно эволюционирует. Сотрудничество с партнёром такого уровня важно для «КАМАЗа»: объединение усилий в разработке инфраструктуры для электробусов, как инновационного вида транспорта, позволит повысить эффективность одного из наших стратегических проектов,
прокомментировал Сергей Когогин, генеральный директор КАМАЗ


Использование электротранспорта развивается стремительными темпами и мы, имея успешный опыт в создании, эксплуатации и управлении зарядной инфраструктуры, готовы развивать наши компетенции в России. Мы верим, что, объединяя усилия в партнерстве с КАМАЗОМ сможем достичь успеха и предложить совместные инновационные решения не только для России, но и за ее пределами,
заявила Ирина Козлова, президент ABB


Смотрите также:
Технологии «Фабрик Будущего»
Перспективы Индустрии 4.0 и цифровизации промышленности в России и мире
Цифровизация и цифровая трансформация в РФ

Tags: Россия, авто, производство, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “производство” Tag

promo luckyea77 ноябрь 4, 21:52 4
Buy for 10 tokens
В прошлом посте " Эпоха интеллекта" я публиковал эссе генерального директора OpenAI Сэма Альтмана. В нем Альтман пишет, что мы можем представить себе возможности создавать любое программное обеспечение, которое только можно представить, и многое другое. Недавно я с помощью нейросети создал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments