Цифровая трансформация «Камаза» предусматривает формирование и реализацию проектов по всем функциональным направлениям, включая новую платформу управления компанией, цифровизацию цепочки создания стоимости, развитие инфраструктуры и цифровой корпоративной культуры. В годовом отчете компания приводит результаты и планы по каждому из направлений.
Одна из ключевых целей «Камаза» - создание современного производства автомобилей нового поколения К5 (фото - годовой отчет «Камаза»)
Цифровой инжиниринг
Общемировой тренд в технологиях проектирования – это возрастание доли «цифровых» испытаний, интегрированных в процесс проектирования. Этот тренд характерен и для «Камаза». Разработка инновационных изделий организована в соответствии с концепцией жизненного цикла продукта. Для этого используется специализированное программное обеспечение для управления требованиями, выполнения расчетов, хранения данных – система управления инженерными данными Teamcenter, говорится в годовом отчете. Разработчиком этого ПО является Siemens PLM Software.
Цифровой инжиниринг позволяет оптимизировать практически все потребительские свойства автомобиля – себестоимость, стоимость владения, топливную экономичность, скоростные свойства, тормозные свойства, надежность и долговечность, управляемость и устойчивость. Уже на концептуальной фазе существует возможность проверить выполнимость требований к автомобилю и обосновать требования к его компонентам до их испытаний, тем самым сократить объемы дорогостоящих натурных испытаний.
(фото - годовой отчет «Камаза»)
Совокупность разработанных цифровых моделей автомобилей, созданный верификационный базис, инструменты управления инженерными данными, алгоритмы предиктивной аналитики и диагностики позволяют выйти на новый уровень проектирования и создавать цифровые двойники, которые обеспечат повышение эффективности бизнеса, - отмечает «Камаз» в годовом отчете.
Цифровизация производства и цепочек поставок
В области цифровизации производства и цепочек поставок в 2019 году компания приступила к реализации таких крупных проектов как:
*Система планирования и учета по ремонту и обслуживанию технологического оборудования;
*Управление производственным транспортом для технологических перевозок.
Кроме крупных проектов стартовали следующие проекты по применению:
*Беспилотного транспорта для доставки комплектующих на конвейер сборки автомобиля;
*Дополненной реальности в сборочном производстве;
*Инструментов моделирования для оптимизации обработки деталей на заводе двигателей,
*Технического зрения в производственных и административных процессах.
В «Камазе» заявляют, что уже получены первые результаты от реализации пилотного проекта с использованием аддитивных технологий в опытно-промышленном производстве. А в планах на 2020 год завершение проекта по внедрению MES системы на главном сборочном конвейере и запуск внедрения MES системы на дискретном производстве компании.
Также развивается инфраструктура для обеспечения сбора данных с целью получения информации о ходе производства в режиме реального времени, что позволит оперативно распределять производственные задания.
В мае 2019 года открылся завод по производству каркасов кабин «Даймлер Камаз Рус», управляет которым совместное предприятие «Камаза» и Daimler AG. В «Камазе» заявляют, что производство обладает самым высоким уровнем автоматизации в России. (фото - годовой отчет «Камаза»)
Цифровизация продаж и сервиса
Основная задача компании в области цифровизации продаж и сервиса на данном этапе развития – упростить процесс приобретения автомобилей «Камаз» и помочь клиентам повысить эффективность управления автомобильным парком. Для снижения стоимости владения грузовики поколения К5 оснащаются интеллектуальной транспортной информационной системой – ИТИС-КАМАZ. Эта система позволяет клиентам контролировать и улучшать эксплуатационные параметры автомобиля по расходу топлива, износу деталей, снижать затраты на логистику.
По данным «Камаза», компания уже заключает контракты полного жизненного цикла с корпоративными клиентами, по которым она несет ответственность не только за выпуск изделия, но и за поддержание его работоспособности на всем сроке договора. В 2019 году также были выведены на рынок ряд цифровых сервисов, позволяющих клиентам решать ряд задач: виртуальный офис продаж truckinstock.com, управление логистическими заявками cargorun.ru, платформа аренды спецтехники онлайн specsharing.ru.
В планах на 2020 осуществлять дальнейшие шаги по переходу к бизнес-модели «Автомобиль как сервис». Цель - создать новую бизнес-среду, вовлечь в нее сервисные и дилерские центры «Камаза», то есть ускорить интеграцию и организовать совместные бизнес-процессы по удаленной диагностике, внедрить эффективную систему продвижения цифровых сервисов клиенту. Клиентам также будут предложены опции для оснащения автомобиля электронным оборудованием с целью контроля и анализа требуемых параметров эксплуатации с помощью программного обеспечения, включая мобильные приложения.
К тому же на 2020 год актуальны задачи по созданию новых цифровых сервисов с использованием услуг страхования и лизинга.
Цифровая платформа
Создание цифровой платформы, в которой автомобиль является одним из составных элементов интернета вещей, является для «Камаза» важной задачей, указано в годовом отчете. Автомобили К5, автобусы, электробусы способны генерировать и передавать на сервер огромное количество данных, на основе которых разрабатываются новые приложения. Также ведется работа по созданию дополнительных сервисов, в основе которых лежат технологии работы с данными.
На 2020 год ставятся задачи по созданию новых цифровых сервисов в области мультимодальной и международной логистики.
Цифровизация системы управления
Цифровая система управления позволяет существенно повысить качество и скорость принимаемых решений, а также показатели работы. В рамках этой задачи в 2019 году реализован крупный проект по внедрению инструментов анализа данных в подразделениях компании. Для этого данные о работе «Камаза» были собраны в единое хранилище, обработаны, скомпонованы и предоставляются в режиме онлайн лицам, принимающим решение.
На 2020 год планируется создание рекомендательных систем в области принятия заказа и систем управления сроками разработки.
Цифровая культура
В компании в 2018 году стартовала проектно-образовательная программа «Акселерация проектов цифровой трансформации». Ее задача – создать для команд, прошедших отбор, условия, близкие к работе стартапов: максимально гибкие и эффективные, позволяющие быстро принимать и при необходимости менять решения.
В 2019 году компания поддержала 14 проектов по созданию бизнес-направлений, решающих задачи «Камаза» и дополнительных сервисов услуг для внешних и внутренних клиентов.
В 2020 году «Камаз» планирует приумножать портфель проектов за счет запуска третьей волны корпоративного акселератора по трем направлениям:
*«Бизнес» - для идей, генерирующих регулярный доход;
*«Экосистема» - для проектов по улучшению условий работы сотрудников «Камаза»;
*«Проверка гипотезы» - для идей по улучшению внутренних процессов компании.
Ведущие проекты корпоративного акселератора
Из годового отчета «Камаза» за 2019 год
Появление робота-бухгалтера
23 октября 2019 года стало известно, что ООО "Центр обслуживания бизнеса" (ЦОБ) стало первым подразделением "Камаза", где на выполнение одного из бизнес-процессов настроили программного робота (RPA).
Теперь справки 2-НДФЛ для работников "Камаза" формируются без участия человека. Содействие оказывает компьютерная программа-робот: она выполняет определённые действия за сотрудника, имитирует работу человека за компьютером. На октябрь 2019 года робот пока формирует только справки 2-НДФЛ. В разработке – дополнительный функционал, часть которого уже работает в тестовом режиме.
Генеральный директор "Камаза" Когогин Сергей ознакомился с процессом работы программы и положительно оценил влияние роботизации бизнес-процессов на операционную эффективность.
Совместная работа людей и роботов – это примета уже не будущего, а настоящего времени. Несколько лет назад "Камаз" взял уверенный курс на реинжиниринг производства, и теперь на производственных площадях компании сосредоточены многие передовые технические решения в сфере роботизации. Дошла очередь и до офисов. Внедрение роботов позволяет нам совершить ещё один шаг в сторону инноваций и повысить эффективность вспомогательных процессов за счёт автоматизации рутинных задач,
сказал Когогин Сергей
Сергей Когогин также отметил, что работа в этом направлении продолжится, поскольку "Камаз" – в числе тех компаний, где уже оценили изменения, которые несёт искусственный интеллект.
На октябрь 2019 года на "Камазе" функционирует ряд информационных систем, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы. При этом для их ускорения не всегда нужно создавать новые системы, иногда достаточно ускорить работу человека. К реализации этой цели и должны подключаться программные роботы, позволяющие освободить время, которое уходило на рутинные операции для более сложных задач. С внедрением роботов повышается производительность, исключается риск ошибок, ускоряется процесс формирования информации для принятия управленческих решений. Поскольку роботы могут эффективно работать 24 часа в сутки, это альтернатива ручному труду, которая существенно экономит затраты, а высвободившиеся средства можно направить на развитие персонала или другие инвестиции.
Переход на оформление электронных ПТС
Как стало известно 2 октября 2019 года, «КамАЗ», как один из участников пилотного проекта Минпромторга РФ по переходу на электронные паспорта транспортных средств, приступил к процедуре их оформления.
Страны Таможенного союза намерены перейти на единый электронный формат паспортов с 1 ноября 2019 года. «КамАЗ» — в числе первопроходцев по внедрению этой процедуры, и уже с сентября в компании начали оформлять документы в электронном виде. По состоянию на 2 октября в торгово-финансовой компании «КамАЗ» выдаётся в среднем по 20 электронных паспортов (ЭП) в сутки.
Как пояснил заместитель директора по поставкам и отгрузке АО "ТФК «КамАЗ» Максим Вахницкий, первая партия из семи товарных автомобилей с электронными паспортами была выпущена ещё в декабре 2018 года. На 2 октября такие виртуальные документы оформлены на 230 единиц автотехники. Первыми по лизинговой сделке были отправлены седельные тягачи "КамАЗ-5490".
В целом перевод моделей на ЭП производится поэтапно: с июля этого года переведены серийные шасси, в августе перечень был дополнен тягачами и бортовыми автомобилями, а с сентября ЭП сопровождают малые партии автомобилей, самосвальную технику.
За время подготовки к переходу на ЭП рабочей группой, куда вошли несколько подразделений компании, подготовлен ряд концептуальных документов. В их числе – как внутренние, так и внешние документы, например, касающиеся обмена конфиденциальной информацией с администратором системы АО "Электронный паспорт". Была доработана информационная система на базе 1С, организован зашифрованный канал передачи данных, определены методология и методика оформления ЭП, – рассказал Максим Вахницкий.
Также участниками проекта являются заводы-изготовители спецтехники, банковские, кредитно-лизинговые структуры, ГИБДД и МВД РФ, таможенные и налоговые службы, станции техосмотра, дилерские, сервисные организации.
Как отмечается, электронный паспорт содержит значительно больше информации. Если в бумажном было 25 информационных полей, то в электронном их – 132. При этом 94 поля заполняет «КамАЗ» как организация-изготовитель, обозначая все базовые технические характеристики автомобиля. После того, как машина ставится на учёт в ГИБДД, ЭП уже "живёт своей жизнью" и, по сути, является досье автомобиля: далее в него вносится вся информация о гарантиях, ремонте, купле-продаже, смене собственника и прочее.
Среди плюсов ЭП называются следующие: вся информация из разных структур концентрируется в одном месте, повышается прозрачность истории автомобиля, достоверность данных. ЭП защищён от краж и подделок, его нельзя потерять, потому что он хранится в системе, в облаке. Кроме того, стоимость услуг по оформлению ЭП при обработке в ГИБДД – вдвое дешевле, чем бумажного.
Внедрение MES на главном сборочном конвейере КамАЗа
На автомобильном заводе (далее – «АвЗ») началась установка терминалов для функционирования системы MES. Новый инструмент визуально изменит облик главного сборочного конвейера – он станет ещё более современным, светлым и прозрачным. Прозрачней станет и вся система работы на финишном производстве «КАМАЗа.
Система подскажет
Только замначальника цеха сборки автомобилей по технической части Руслан Кустовский решил показать расположение на поверхности мобильной тележки терминала MES ящиков с метизами, сбоку тут же прикрепили подставку для гайковерта. C другой стороны будет место и для сканера, который вскоре станет ещё одним основным инструментом рабочих.
– Сейчас каждый слесарь МСР перед началом сборки должен на бумажном носителе (в комплектовочной ведомости) найти операции, которые ему предстоит выполнить, а после установки детали или узла в контрольной карте сборки автомобиля поставить специальный штамп. На это требуется время, – поясняет Руслан Григорьевич. – После внедрения системы MES всё упростится. Бумажные носители заменит терминал. Рабочему достаточно будет просканировать этикетку со штрихкодом на детали, а затем подтвердить выполнение операции на сенсорном экране. Если установлена нужная деталь, система ответит «ОК». В противном случае нужно будет переделать операцию, иначе конвейер остановится – система не позволит передавать далее дефектную продукцию.
По ходу движения производственная оперативная система MES (Manufacturing execution system) поможет разобраться рабочему и с десятками модификаций автомобиля. На самой линии уже установлены датчики (REFID-метки), которые сообщают системе, какой именно автомобиль идёт сейчас по ГСК, и в случае необходимости подскажет рабочему, какую деталь из имеющихся в наличии нужно выбрать и как установить. В дополнение к электронному техпроцессу, который сейчас разрабатывают в блоке развития, планируется включить фото и видеофайлы с инструкциями.
Кроме терминалов и стоек, которыми будет оборудовано каждое рабочее место установки деталей (всего их будет 174), на конвейере появится инструмент с обратной связью. Гайковёрты будут автоматически подстраиваться под тот момент затяжки, который нужен при закреплении определённого узла на конкретной модели, и посылать сигнал о проделанной операции. Интеллектуальными системами также будут оснащены заправочные станции и испытательные стенды. Также в автоматическом режиме будет идти и передача заказов на необходимые запчасти и комплектующие, их учёт и списание.
На терминале MES-системы всё под рукой
С новыми инструментами мастера и бригадиры знакомятся на совещаниях
Этот гайковёрт для установки колёс после подключения производственной оперативной системы будет сам рапортовать о выполненной операции
В ногу с цифрой
За ходом работы конвейера через мобильные телефоны и планшетные компьютеры будут следить мастера, начальники цехов и, конечно, контролёры ОТК. У последних появится ещё один инструмент – видеокамера. Кадры без лишних затрат времени на описание передадут изображение дефекта, если он каким-то образом окажется у красной черты ворот качества.
Главная задача MES – обеспечить прорыв в сборке большегруза премиум-класса КАМАЗ-54901. Для этого адаптируются электронные техпроцессы, да и сервисные службы точно должны знать, из каких узлов и деталей собран продукт. Он же станет пилотом, на котором будет отрабатываться вся схема взаимодействия участников процесса. Позже её действие будет распространено на сборку К4 и К3.
Слесари МСР поглядывают на новые предметы промышленного интерьера с улыбкой: «Будущее пришло на «КАМАЗ». Мастера и бригадиры каждый день на пятиминутках рассказывают о ходе интеграции системы – вот сейчас как раз идёт монтаж сетей.
Руководителям очень важно оперативно получать обратную связь, система работы должна быть максимально удобной и продуктивной.
– Сейчас на АвЗ вместе с реинижиниригом автопроизводства реализуется сразу несколько проектов по цифровизации – это внедрение MES-системы, электронного техпроцесса, проект идентификации и прослеживаемости, реорганизация логистической зоны, – подчёркивает начальник отдела подготовки производства Ильшат Нуруллин. – Но любая система работает в паре с человеком, поэтому очень важно шагать в ногу с новыми технологиями.
В июле-августе 2019 года на АвЗ планируется завершить подготовительные работы, в сентябре намечен запуск MES в опытно-промышленную эксплуатацию. Вслед за ГСК-2 система будет внедряться в цехе сборки и комплектации автомобилей, на участке сборки кабин нового поколения, на ГСК-1 и в цехе подсборки. А потом шагнёт и в агрегатное производство…
Сотрудничество с ABB с целью развития инфраструктуры для электробусов
10 июня 2019 года компания ABB сообщила о подписании соглашения о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» с целью развития инфраструктуры для электробусов в России. Документ был подписан президентом ABB в России Ириной Козловой и генеральным директором КАМАЗ Сергеем Когогиным.
Стороны планируют объединить усилия для внедрения лучших решений в муниципальные транспортный инфраструктуры, подразумевающие комплексные поставки как электробусов, так и зарядных станций. Компании также решили совместно приводить зарядные станции в соответствие с техническими требованиями заказчиков при использовании силовых модулей АВВ для различных типов зарядных станций (ультрабыстрых и маломощных).
Рынок пассажирской техники, с которым мы связываем большие перспективы, стремительно эволюционирует. Сотрудничество с партнёром такого уровня важно для «КАМАЗа»: объединение усилий в разработке инфраструктуры для электробусов, как инновационного вида транспорта, позволит повысить эффективность одного из наших стратегических проектов,
прокомментировал Сергей Когогин, генеральный директор КАМАЗ
Использование электротранспорта развивается стремительными темпами и мы, имея успешный опыт в создании, эксплуатации и управлении зарядной инфраструктуры, готовы развивать наши компетенции в России. Мы верим, что, объединяя усилия в партнерстве с КАМАЗОМ сможем достичь успеха и предложить совместные инновационные решения не только для России, но и за ее пределами,
заявила Ирина Козлова, президент ABB
Смотрите также:
Технологии «Фабрик Будущего»
Перспективы Индустрии 4.0 и цифровизации промышленности в России и мире
Цифровизация и цифровая трансформация в РФ
Journal information