luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

IoT в транспорте: цифровые «двойники» трамваев, интернет в метро и оплата лицом



Российскому рынку интернета вещей прогнозируют уверенный рост — по оценкам IDC, он будет увеличиваться на 19,7% в год до 2023 года. Более половины российских компаний освоят IoT-технологии, причем по прогнозам J’son & Partners Consulting, активнее всего их по-прежнему будут использовать в транспортной отрасли. Генеральный директор компании «МаксимаТелеком» Борис Вольпе рассказал о трендах использования IoT-устройств в инфраструктуре общественного транспорта, цифровых «двойниках» трамваев и важности интернета в городской подземке.

Транспорт — одна из самых популярных областей применения интернета вещей (IoT) в России. В 2019 году она уступила первое место только промышленности. IoT на транспорте — это сеть устройств, способных собирать данные об автобусах, трамваях, машинах и обмениваться ими через интернет. IP-камеры, сенсоры и датчики позволяют автоматически контролировать всё, что связано с транспортными средствами: от их местоположения до контроля давления в шинах. На основе этих данных развиваются такие сервисы, как карты пробок, табло прибытия общественного транспорта, приложения для парковки и многие другие.



В России драйвер развития интернета вещей на транспорте — Москва, где местные власти мотивируют игроков рынка цифровизировать отрасль. С 2012 по 2021 год на интеллектуальную транспортную систему в городе выделили 138 млрд рублей. Вслед за столицей похожие решения внедряют и в регионах. Рассказываем, как это изменило опыт пассажиров и работу компаний.

Что получили пассажиры

Предсказуемость

Статичные табло с расписанием маршрутов давно ушли в прошлое. Теперь пассажирам гораздо проще планировать поездки — они следят за движением транспорта в реальном времени. Технологии IoT также помогли оптимизировать сеть маршрутов и расписание.

Например, «МаксимаТелеком» запустила сервис по таргетированному информированию пассажиров метрополитена. Это помогло горожанам после запуска МЦК — тогда многие продолжили ездить по своим старым маршрутам метро. Мы выделили среди них тех, у кого сократится время поездки за счет МЦК. В среднем благодаря кольцу горожане стали экономить от 9 до 16 минут. Мы оповестили этих пассажиров по СМС. В итоге нагрузка на все линии метрополитена снизилась на 10–20% за счет того, что пассажиры пересели на МЦК и стали пользоваться им регулярно. А если линию перекрывают на определенном участке или закрывают для работ, то мы информируем только пассажиров этой линии, используя Big Data сети Wi-Fi.



Еще один пример: раньше у водителей общественного транспорта Москвы было фиксированное расписание. Если они отставали, то всячески пытались сократить это отставание. С помощью устройств телематики была внедрена другая система: теперь водители должны соблюдать интервал между движением автобусов и трамваев. Это позволило избежать ситуации, когда за одним полным автобусом идут еще два пустых.

Безопасность

За безопасность вождения на транспорте теперь отвечают не только водители, но и системы телематики — они с помощью спутниковых чипов GPS/ГЛОНАСС и акселерометров собирают статистику об управлении автомобилем и его состоянии. Качество вождения перевозчики контролируют и с помощью видеокамер.

На основе данных по качеству вождения формируется рейтинг водителей, который помогает при разборе жалоб пассажира и мотивации персонала. К тому же архив видеоданных позволяет расследовать инциденты. А в реальном времени — управлять дорожным движением: ситуационный центр ЦОДД Москвы — крупнейший в Европе — ежеминутно получает информацию от более чем 40 000 светофоров, 3 700 детекторов и 2 000 систем фото- и видеофиксации.

Бесплатная связь

Бесплатный Wi-Fi поменял подход к развлечению и информированию пассажиров. Стало понятно, что вместо ограниченного набора контента в медиасистемах лучше предоставить доступ в интернет. Например, когда авиаперевозчик опрашивал пассажиров, какую систему развлечений на борту они считают успешной, в нём победил держатель для планшета.

Наличие у транспортного средства постоянного канала связи позволило уйти от бумажных табличек, на замену им пришли цифровые системы информирования с удаленным управлением. Они помогают оперативно оповещать пассажиров о любых изменениях в маршруте или ЧС. Еще на них появилась информация о пересадочных узлах — это помогает пассажирам ориентироваться и выбирать самый удобный путь.

Как перевозчики стали эффективнее

Ремонт и обслуживание

IoT-устройства помогают создать цифровых «двойников» автобусов, трамваев, вагонов метро и другого транспорта. Это модели, в которые включается информация обо всех механизмах, их техническом состоянии и сроках ремонтов. Данные постоянно обновляются. Система позволит перейти от планового ремонта ТС «по расписанию» к ремонту по потребности: так выйдет сэкономить на запчастях и снизить количество аварий.



Похожий тренд наблюдается в цифровизации стационарной инфраструктуры. Один из проектов называется «цифровое депо» — это оцифровка бизнес-процессов обслуживания локомотивов и инвентаризация запчастей с помощью RFID-меток и QR-кодов.

Те же технологии помогают создать цифровые «двойники» депо. Они обеспечивают идентификацию и мониторинг перемещения всех физических объектов с помощью RFID-меток или QR-кодов на запчастях и агрегатах, объединяя их в систему. Ctrl2go в рамках «цифрового депо» измеряет степень износа тормозных колодок с помощью ИИ. Это уменьшает ошибки и позволяет использовать запчасти эффективнее.

Ctrl2go также использует искусственный интеллект для автоматического распознавания номеров и позиционирования локомотивов, что позволяет точно определять время нахождения на ремонтной позиции. Технологии также дают возможность предсказать износ колесных пар и заблаговременно подготовиться к их обточкам или замене. Отдельная система предиктивной аналитики на основе данных с локомотива предоставляет информацию о неисправностях задолго до заезда депо. Системы «цифрового депо» экономят время обслуживания, исключают человеческий фактор из технологических операций, повышают качество ремонта и снижают его себестоимость.

Помощь персоналу и контроль эффективности

Интернет вещей помогает в планировании работы персонала. В рамках пилотного проекта московские автобусы оборудуют системами для борьбы с безбилетниками. Они состоят из датчиков подсчета пассажиров, которые распознают входящих и выходящих в автобус людей и считают разницу между ними — если число оплативших проезд меньше, чем количество людей в автобусе, на этот маршрут отправят контролера.

Еще с помощью IoT-устройств легче следить за ремонтом. Перевозчики видят: заменили ли рабочие нужные запчасти, выполнили ли необходимый объем работы и уложились ли в отведенное время. Если что-то не удалось, то можно понять, что послужило причиной отклонений.

Кроме того, IoT-устройства повышают прозрачность эксплуатации транспортных средств: видно, ездят ли они по запланированным маршрутам и нет ли неконтролируемых сливов топлива.

Контроль грузоперевозок

IoT помогает не только на общественном транспорте. Датчики дают возможность контролировать хранение и перевозку грузов, особенно скоропортящихся. Сейчас около 5% замороженных продуктов портятся из-за неисправности холодильных установок. Устройства, которые отслеживают климат, температуру, влажность, давление и другие параметры, помогают предотвратить списание товаров. В случае доставки исполнители и заказчики могут следить за грузом и его состоянием онлайн. Благодаря интернету вещей постепенно уходит в прошлое ситуация, когда груз пропадает на время доставки, а потом объявляется в плохом состоянии.

Барьеры: инертность перевозчиков и отсутствие стандартов

Индустрия транспорта жестко регламентирована, поэтому новые технологии внедрять сложно. К тому же перевозчики зачастую не готовы к масштабной цифровизации: у них негибкие процессы, недостаточно развитая инфраструктура, а у персонала нет желания подстраиваться под изменения. Важно, чтобы перевозчики и производители понимали, как именно повышают их эффективность технологии IoT. Пока к этому пониманию пришли не все. Ожидается, что на это повлияет программа «Цифровая экономика», которая стимулирует компании использовать цифровые платформы и IoT.

Еще один ограничивающий фактор — сроки проектирования высокотехнологичных систем для транспорта. Те составы, которые создаются сейчас, появятся в массовом производстве только спустя два года. Их использование потребует развитой инфраструктуры, на которую перевозчики должны выделить деньги — не только на то, чтобы построить ее, но и на обучение персонала.

Кроме того, транспортная отрасль специфична. У каждого перевозчика есть свой багаж из бизнес-процессов и инфраструктуры — их приходится учитывать при внедрении новых решений. К тому же в каждом регионе свои особенности: где-то одна комбинация частных и государственных перевозчиков, а где-то другая. В одних регионах организацией перевозок занимается одна или две компании, а в других — одни компании отвечают за автопарк, другие за маршруты, третьи за ремонт. Поэтому системы цифрового транспорта приходится дорабатывать под конкретных заказчиков.

Над разработкой и внедрением этих систем работают десятки компаний, потенциал у отрасли IoT огромный. При этом 65% производителей оборудования для интернета вещей, по данным Ростеха, используют российские комплектующие.

Оплата по лицу, вагон-ресторан в приложении и другие сервисы будущего

В ближайшие 5–10 лет изменений будет еще больше. Во-первых, близок переход с бесконтактных платежей на оплату с помощью биометрии. Это значит, что когда пассажир зайдет в транспорт, система распознает его лицо и спишет оплату с карты.

Во-вторых, собственные устройства пользователей станут важным звеном в цифровой экосистеме транспорта. Инфраструктурой поездов можно будет управлять с телефона: например, заблокировать дверь купе в поезде, поменять освещение и климат, заказать питание. Такой тренд повлияет на производителей: они будут проектировать модульную технологическую платформу, которой пассажиры смогут управлять (тогда как сейчас в приоритете «железная» составляющая, а уже на последней стадии добавляются технологические системы).



В-третьих, машины станут постоянно взаимодействовать друг с другом. Появится сеть из транспортных средств, внутри которой они будут оповещать о состоянии дорог, пробках, авариях и других факторах. Это поможет распространить беспилотные автомобили — первым делом в грузоперевозках, а потом и в пассажирских.

IoT-технологии приведут к тому, что поменяются бизнес-модели всех участников рынка. Например, когда цифровые «двойники» достигнут большего прогресса, существенно сократится склад запчастей и поменяется сама схема закупки — их станут заказывать строго под потребности конкретного транспортного средства. А страховые компании окончательно перейдут на индивидуальный расчет страховки — в зависимости от стиля вождения и состояния транспортного средства.

Tags: технологии, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “транспорт” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments