luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Лидеры или лузеры: к чему приводит неграмотная трансформация бизнеса



Согласно результатам совместного исследования IDC и Hitachi, более 80% отечественных компаний имеют четкую стратегию цифровой трансформации бизнеса. Однако, несмотря на повышенный интерес предпринимателей к инновациям, 86% из них сталкиваются с трудностями при реализации IT-решений. О том, как успешно внедрить новые технологии и при этом не потерять финансы и репутацию, рассказали сооснователи агентства по цифровой трансформации Leo Agency Виктор Яковлев и Александр Дуэль.

О типичных ошибках в подходах к трансформации бизнеса

— Виктор, как вы считаете, почему только 8% компаний добиваются результатов при реализации стратегии цифровой трансформации бизнеса?

Виктор Яковлев: Цифровая трансформация — достаточно длительный и болезненный процесс, затрагивающий, обычно, весь периметр компании. Любой бизнес, независимо от его масштаба, одинаково боится изменений. Все новое воспринимается как угроза — такова наша психология. Человек по своей природе консервативен. Данная модель поведения веками способствовала выживанию: опыт в обществе был важнее новации, а прогресса не существовало. Сейчас все изменилось. Перемены — это возможность выжить в современном нестабильном и сложном (VUCA) мире. Цифровая трансформация автоматически вызывает неприятие на всех уровнях организации, начиная от рядовых сотрудников и заканчивая управленцами. Причин тому несколько: кто-то боится остаться не удел, другие в принципе не верят в силу технологий или чьи-то зоны интересов затронуты.

— Существуют какие-то условия, повышающие вероятность успеха?

Александр Дуэль: Да, все проблемы можно «излечить». Во-первых, поддержкой первого лица, который осознает необходимость изменений, их длительность, дороговизну, периметр и его всевозможное вовлечение. Важно проводить постоянную работу с людьми, добиваясь максимальной сплоченности в коллективе. Ведь поменять организацию — это как изменить весь круг своего общения. Меняется компания — меняется каждый сотрудник. Во-вторых, синхронизацией KPI внутри организации и возложение ответственности за изменения на всех руководителей. Третье немаловажное условие — действовать постепенно, следуя принципу «от меньшего к большему». Одно небольшое изменение никто не увидит, но их совокупность будет уже заметна. Начать с глобального не получится.

— Можно ли сказать, что от того, как компанией воспринимается цифровая трансформация, зависит успех внедрения технологий?

Виктор Яковлев: Безусловно. Зачастую у компаний нет понимания периметра изменений. Ведь цифровая трансформация — это не только про технологии, но также и про скорость принятия решений рисков. Представим ситуацию, когда первое лицо и правление утвердило программу трансформации со всеми необходимыми атрибутами: планом внедрений, целями, доходной и расходной частями, архитектурой, тех. стеком. Как считаете, этого достаточно для старта изменений? Нет! Зачастую «добро» от первого лица и правления означает лишь начала процесса согласований с финансистами, юристами, рисками, закупками. Это легко может занять полгода. Представьте как быстро пойдет сама трансформация в этом случае.

— А как это можно ускорить?

Виктор Яковлев: Подготавливая изменения, компании должны сформировать процессы и органы, легализующие эти изменения — некий fast track. Причем определение «fast» сильно зависит от уровня консерватизма внутри организации: это может быть неделя, а может и квартал. Были, например, кейсы, когда трансформаторы по полгода утверждали программу, а на 7 месяц, в ответ на вопрос правления: «Что же ты успел сделать?», сказать и показать было нечего.

— Александр, что еще, по вашему мнению, оказывает влияние на риски? Как не стоит внедрять технологии?

Александр Дуэль: Непонимание методологии и процесса. Цифровая трансформация — это не аккаунт в Twitter и не новое хранилище корпоративных данных. Это принципиально новый взгляд на стратегию развития, включающий в себя цифровую бизнес-стратегию и операционную модель, стратегию продвижения и позиционирования на рынке. Технологии — лишь инструменты для всего вышеперечисленного, которые активируют изменения. Процесс, который предшествует внедрению инноваций затрагивает широкий спектр исследований и тесно связан с проектированием будущих изменений: от изучения рынка, потребительского и стратегического анализа до бизнес-моделирования, проработки архитектуры и IT-производства.

— Что больше всего затрудняет внедрение новых технологий: отсутствие четкого видения, недостатки руководства, уклонение от передовых решений или что-то другое?

Виктор Яковлев: Это сложный вопрос и на него нет однозначного ответа. Но я бы сейчас поговорил отдельно про IT-производство. После принятия решения о трансформации предприятию придется столкнуться с двумя вопросами: кто будет ее осуществлять и каким образом? Очень часто, даже в самых крупных компаниях отсутствует опыт разработки IT-решений. Распространенная практика: при необходимости что-то поменять или интегрировать в периметре текущих систем — приглашать вендора. Но отдавать на сторону 100% своего цифрового продукта — это означает ставить себя в зависимость от внешней организации, что фундаментально неправильно. Поэтому, проектируя цифровой продукт, всегда следует заранее озаботиться вопросом тестовых и разработческих сред, инфраструктуры, solution и enterprise архитектуры, DevOps-инструментов.

— Какие технологии, по вашему мнению, наиболее эффективны, а какими не стоит пока пользоваться или нужно внедрять с осторожностью?

Виктор Яковлев: Современные темпы развития технологий подарили нам сотни инновационных решений. И абсолютно неправильно рассматривать их в парадигме «хорошие — плохие». В первую очередь, необходимо оценить ту пользу, которая дает технология. И в никоем случае нельзя вестись на хайп и внедрять что-то по принципу «у всех есть, и мне надо». Отличный тому пример — технология блокчейн, которая после года хайпа превратилась лишь в дым от скам-проектов, что позволило нам трезво взглянуть на ее потенциал, который, безусловно, очень высок, и раскрыть который нам только предстоит.

Александр Дуэль: На этот вопрос действительно нельзя ответить в лоб, каждая задача по-своему уникальна и требует таких же решений. Мы очень любим исследовать и проектировать новые решения. Только после этой очень кропотливой работы, когда периметр изменений и объем новых сущностей становится определённым, можно сфокусироваться на технологиях. Тип индустрии, юридические ограничения, бизнес-модель и прочие факторы накладывают свои ограничения на тот набор решений, которым компания в итоге воспользуется.

О безопасных решениях

— Компания выбрала стратегию цифровой трансформации. Какие существуют безопасные инструменты для ее реализации?

Виктор Яковлев: Среди специалистов информационной безопасности бытует шутка, что лучшая защита — это отсутствие доступа в интернет. Все понимают, что интернет небезопасен. Компаниям, придерживающимся закрытого типа взаимодействия с внешней средой, нужно искать средства, чтобы соблюсти равновесие между безопасностью и необходимой скоростью развития. То есть фактически перейти от модели «все запрещено, что не разрешено» к обратной, когда «когда все разрешено, что не запрещено». Это всегда риски, с которыми надо уметь работать и желательно на опережение.

Александр Дуэль: Простите поправлю вас — компании не выбирают стратегии, они долго и мучительно их разрабатывают сами или обращаются к экспертам. Отвечая на вопрос — глобально мы на стороне экспериментов, а не безопасности. Наша задача активизировать или даже разбудить «sense of opportunities» внутри компании. Сотрудникам очень важно почувствовать себя предпринимателями: брать инициативу в свои руки, погружаться в новое и непонятное, постоянно пробовать разные инструменты и двигаться вперед. Технологии идут в тандеме с любознательностью. Благодаря им мы открываем новые горизонты как для себя, так и для бизнеса в целом.

— Сегодня у бизнеса есть выбор: посмотреть на первопроходцев и повторить их успехи или же идти непроторенной дорожкой и внедрять новые решения. Как в последнем случае сделать процесс безопасным?

Виктор Яковлев: Мой совет — думать о безопасности и обеспечении качества заранее, а не по факту внедренного релиза. Что можно сделать? Во-первых, постоянно взаимодействовать с командами разработки. Есть кейсы, когда сотрудники информационной безопасности (ИБ) становились полноценной частью команд. И такой подход успешно обеспечивал высокий уровень защиты. Не менее важна просветительская работа, когда сотрудники ИБ находят внутри команд своего рода пионеров для популяризации правил безопасности.

Во-вторых, использовать гибкий подход к разработке ПО, позволяющий в течение дней или даже считанных часов исправлять высококритичные недостатки уже запущенных приложений. Безусловно, для этих целей необходим эффективный механизм мониторинга и управления инцидентами информационной безопасности, а также налаженные процессы сбора и анализа обращений от пользователей продукта.

Об оценке эффективности и успешных кейсах

— Как компании могут оценить эффективность внедрения технологий?

Александр Дуэль: Как я уже говорил, цифровая трансформация, несмотря на название, всегда опирается на бизнес-стратегию, которая, в свою очередь, ориентирована на достижение определенных показателей. Поэтому, все сильно зависит от изначально поставленных бизнес-задач. Оценить эффективность можно разными способами, к примеру, проводить анализ отчетов и данных, по интересующим метрикам, а именно: количество клиентов, которые переведены в цифровые каналы, повышение уровня транзакционности и рост доходности на клиента (ARPU), общий доход от цифровых каналов или сокращение операционных расходов, повышение эффективности использования производственных активов или показателей производительности и многое другое. Существует более долгосрочный метод, более нативный — когда компания начинает ощущать себя технологической и выражается это в бизнес-процессах — это самый приятный момент.

— Расскажите о примерах успешного внедрения технологий. Интересно узнать, как это работает на практике.

Виктор Яковлев: Один из наших успешных кейсов — внедрение платформы кэширования данных, которая помогает значительно улучшить показатели отказоустойчивости. Представьте, что у вас есть продукт, который каждую минуту приносит деньги за счет операций, имплементированных внутрь приложения. Но пользовательская активность не линейна — на нее влияет много факторов, начиная от новостей и макроэкономических трендов до погоды на улицы. Для платформы это означает кратный рост нагрузки в моменте и, к сожалению, простой. Для бизнеса — риск потери финансов и репутации. Внедрив это решение, мы забыли о проблемах подобного рода.

О будущем новых технологий

— Каждый год появляются все новые и новые технологии. Выходит, что цифровая трансформация — бесконечный процесс?

Виктор Яковлев: Совершенно верно, поскольку скорость развития технологий и событий в мире в разы увеличилась. Даже самая инновационная компания не сможет достичь технологического дзена и сказать себе: «Все, точка!» Поэтому, перед трансформацией необходимо изменить культуру организации: сделать ее гибкой и готовой к постоянным изменениям.

— Какие технологии в ближайшие 10 лет станут ключевыми?

Виктор Яковлев: В истории было уже несколько примеров, когда та или иная технология переворачивала привычный уклад во всех индустриях: персональные компьютеры, интернет, мобильные телефоны. Сейчас же на горизонте 5-10 лет в лидерах будет искусственный интеллект. Есть целый ряд предпосылок для этого. Текущие школы мысли сосредоточены на решении конкретных прикладных проблем в конкретных предметных областях, в отличие от своих предшественников, пытавшихся повторить работу человеческого мозга. Появление Deep learning — глубинного обучения, которое сегодня является передовой областью исследований машинного обучения, позволило сделать качественный рывок с точки зрения практического применения ИИ.

Александр Дуэль: Скажу немного иначе — сейчас и на протяжении последующих 10 лет самой ключевой технологией для компаний является мысль об эффективности и взаимодополняемости человека и технологий. Очень важно уже сегодня активно заниматься развитием коллаборации этих двух сущностей. В России они еще по большей части живут и работают по-отдельности. Бизнесу предстоит пройти долгий путь, но первые шаги уже предпринимаются.

Tags: бизнес, интервью, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

promo luckyea77 21:52, monday 4
Buy for 10 tokens
В прошлом посте " Эпоха интеллекта" я публиковал эссе генерального директора OpenAI Сэма Альтмана. В нем Альтман пишет, что мы можем представить себе возможности создавать любое программное обеспечение, которое только можно представить, и многое другое. Недавно я с помощью нейросети создал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments