luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Почему большинство российских IT-компаний нельзя назвать инновационными



Источник

Крупнейшие российские IT-компании «Яндекс», Mail.Ru Group и Сбер не являются инноваторами, а предпочитают покупать инновации на стороне. Почему это не так уж плохо, рассуждает в колонке для Forbes сооснователь холдинга Biolink.Tech Евгений Черешнев.

Чемпионы без инноваций

Это может быть неприятно слышать, но культура истинного созидания, то есть, создания того, чего еще нет, у лидеров российской IT-индустрии хромает. Если не брать рынок добычи природных ресурсов, где мы умеем доставать нефть хоть со дна Северного Ледовитого океана, и «войны» (наши ракеты самые-самые), и сосредоточиться на куда более динамичном с точки зрения технологий рынке IT, выяснится, что на российском рынке есть только одна действительно инновационная компания международного уровня — Kaspersky, которая в свое время смогла начать создавать действительно новые, беспрецедентные решения в области кибербезопасности. То есть придумывать то, чего на мировом рынке не существовало. Разумеется, Запад и Восток начали пытаться копировать их и в b2c, и в b2b сегментах, и в CIP (защита критической инфраструктуры). Что-то получилось, что-то нет, но есть причина, по которой бизнес еще сравнительно недавно рос трехзначными цифрами в самых разных странах мира и это именно инновационность. Сегодня Kaspersky чуть ли не единственный продукт с российскими корнями, узнаваемый в Европе, США и Японии наряду с матрешкой и автоматом Калашникова.

Если же посмотреть на крупнейшие и куда более успешные в финансовых метриках на локальном рынке компании — «Яндекс», Сбер F , Mail.Ru Group, «Тинькофф Банк» и другие — не будем испытывать иллюзий на тему природы инноваций наших чемпионов, ибо мало что вредит так же, как самообман. Не секрет, что Сбер пытается стать в СНГ клоном Amazon + AWS (Amazon Web Services) и выжимает из импортозамещения максимум, что «Тинькофф Банк» — это клон британской Revolut (да, даже металлические карточки выдавать придумали не они), «Яндекс» после потери Ильи Сегаловича стал совершенно иной компанией — при Илье у них был шанс быть «русским Google c блэкджеком и балеринами», ибо они делали свой технологический стек с прицелом на глобальность. Сейчас же экосистема «Яндекса» — это карго-культ Google с примесями Apple Music, Uber и Uber.Eats, причем об этом мне сказал и сотрудник Google, и признала пара сотрудников «Яндекса» в неформальной ресторанной обстановке. А ведь было время, когда Волож (сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож F 76 — Forbes) и Сегалович хотели и могли захватить весь мир! В Турции в лучшие времена «Яндекса» даже появился новый глагол «яндексле» — аналог нынешнего «погуглить». Сейчас «Яндекс» скорее напоминает то, что делал Джин Ян в сериале «Кремниевая долина« — «а это будет китайский Facebook, а это будет китайский «Пегий Дудочник» (инновационный проект, который создают герои сериала — прим. Forbes). Хотя в реальности «Яндекс» мог бы и сам быть «Пегим Дудочником».

Что касается Mail.Ru Group - в портфеле компании нет ни одного инновационного и изобретенного самостоятельно сервиса. Почта? Знакомства? Социальная сеть «ВКонтакте»? Общедоступно, скопировано, карго-культ Facebook. Да и Kaspersky в последние годы превратились из безумного международного стартапа на стероидах и Ferrari в большую корпорацию, со всеми вытекающими.

Станки по копированию

Герман Греф сделал из совершенно кондового Сбербанка супер-компанию. Они с командой совершили реальное чудо, которое в полной мере может осознать только человек, рожденный в СССР. «Яндекс» с тех пор, как Тигран Худаверян стал управляющим директором группы, преобразился: компания начала четко транслировать, чего хочет на фоне проигранного мобильного рынка и как будет позиционироваться в новых реалиях, когда разумно стать сервисным зонтиком, а не повелителем данных. В период правления «триумвирата менеджеров» «Яндекс» потерял массу бесценных кадров и возможностей: этот период чуть не закончился для компании крахом. Для начала, «Яндекс» подчистую проиграл мобильный рынок американскому Google, пока была возможность на нем закрепиться: по моим данным, топ-менеджменту этот вектор предлагался, на что последовал ответ «мобилы — не наш бизнес», а из-за отсутствия прямого доступа к мобильным устройствам и возможностей масштабного дата-майнинга на всех уровнях операционной системы «Яндекс» имел все шансы потерять и поиск, и навигацию, и вообще весь бизнес на тот момент. Частично проблему удалось решить, обратившись в Федеральную антимонопольную службу с делом против Google в 2015 году, то есть, компанию тогда косвенно помогло спасти государство, так как в прямой конкуренции она проигрывала. А новая стратегия — результат успеха сервиса «Яндекс.Такси», который до этого Тигран и возглавлял, поэтому он прекрасно знает, что делает, строя сервисную модель и он молодец.

Mail.Ru Group умеет делать контент на уровне золотых дней Yahoo, хотя и это всего лишь копирование чужого трупа, и действительно умеет работать с большими пользовательскими данными, коих у компании великое множество и большинство из них уникальные.

Но в сухом остатке — ни одна из этих компаний не является истинным инноватором. Это профессиональные станки по копированию и масштабированию. Причем ничего страшного в этом нет. Все великие художники воруют. Стартапом нельзя оставаться вечно — это удалось пока только одному человеку в истории — Стиву Джобсу и после его смерти, как стартап умер и Macintosh. Задача 99,99% компаний — не остаться на обочине бизнеса просто потому, что внутри нет стратегии работы с инновациями. С этой точки зрения — «Яндекс», Сбер и Mail.Ru Group — позитивные примеры истины «нет лучшего праведника, чем раскаявшийся грешник» и выстраданного опыта — все три компании имеют M&A стратегии, активно покупают стартапы ради скорости собственного роста за любые деньги и не изобретают велосипед inhouse.

«Тинькофф Банк», который за $5 млрд может купить «Яндекс» — это отличный пример, потому что вопрос не в том, может ли «Яндекс» технически воссоздать этот продукт (конечно, может), а в том, что в «Яндексе» понимают непростую вещь — этот клон умрет не родившись, ибо успех — не просто программный код продукта, это еще и ДНК команды. В этом смысле Олег Тиньков и команда — действительно сокровище. Эти компании просто наступили на все возможные грабли: они понимают, что нельзя просто взять человека и за зарплату заставить его создавать внутри новый «Google». Это не работает и никогда не сработает, как бы ни тешили себя другие крупные игроки, стабильно скатывающиеся в создание центров инноваций внутри компании, где под надежным присмотром проверенные и лояльные бойцы систематически пытаются стучаться головой об стену в утопической надежде пробить окно в Нарнию. Потому что великие стартапы не создают люди, которые имитируют бурную деятельность или лояльные сотрудники, которыми можно управлять. Их создают сумасшедшие люди, которые могут делать изо дня в день ровно одну вещь и делать ее хорошо: идти от стены к стене, не теряя энтузиазма. Причем идти в постоянной нехватке денег, в условиях дикого стресса, непонимания, закулисных заговоров и политических подлянок, давления акционеров, дефицита данных для принятия решений, неуверенности и выгорания людей, откровенных предательств, но не сдаваться. Таких людей в мире доли процентов и именно они обычно меняют мир. Ибо хотят. И именно этих людей покупают Google, «Яндекс», Mail.Ru Group, Kaspersky, Сбер и другие «те, кто что-то понял». Ни один человек, цель которого стабильная зарплата, — создавать подлинные инновации не способен. А именно за стабильной зарплатой люди идут работать в крупные корпорации.

Автор: Евгений Черешнев

Tags: Россия, компании, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “компании” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments