luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Почему DevOps плохо интегрируется в российский бизнес и кто в этом виноват



Профессия DevOps-специалиста регулярно входит в рейтинги высокооплачиваемых и перспективных должностей в ИТ-индустрии. Так, по данным исследования сервиса HeadHunter, в первой половине 2019 года специальность вошла в десятку самых востребованных на рынке. Тем не менее, в России отсутствует независимая исследовательская экспертиза индустрии. В единственном крупном исследовании DevOps от Google в прошлом году участвовало менее 60 отечественных специалистов. Алексей Шевченко, ведущий DevOps-инженер в онлайн-университете Skillbox, рассказал о мифах, которые преследуют отечественный рынок, и о том, существует ли вообще DevOps в России.

Что такое DevOps и какие задачи выполняет DevOps-инженер

Термин DevOps (Development Operations, или операции внутри разработки — «Хайтек») впервые использовал в 2009 году ИТ-консультант Патрик Дебуа. По сути, он означает не просто вакансию, а целую методологию, которая позволяет создавать цифровые продукты эффективнее и быстрее. Смежный набор инструментов из разработки, продакт-менеджмента, программной инженерии и других специальностей обеспечивает непрерывный процесс создания ПО.

Богатый арсенал практик сближает DevOps с другим популярному в ИТ-сфере методом Agile. Это итеративный подход к проекту, который позволяет подстраиваться под меняющиеся требования. Соответственно, DevOps-специалист старается сделать продукт качественнее, а бизнес-процессы — предсказуемее и прозрачнее. Еще он улучшает бизнес-метрики, например, сокращает Time-to-Market. Это отрезок времени от начала разработки продукта до его выхода на рынок. Знание факторов, которые растягивают время создания ПО, и системный подход позволяют DevOps-инженеру сделать производство непрерывным и быстрым. Чтобы стало понятнее, можно провести аналогию с конвейером по сборке автомобилей. Все детали заранее проектируют так, чтобы они идеально подошли друг к другу на сборке. Инженеры, которые разрабатывают двигатель, думают о его работе в связке с колесами, тормозной системой и так далее. Тем же занимается и DevOps: берет на себя ответственность за большую часть продукта, чем разработчик, следит, чтобы все команды сотрудничали.



Мир розовых пони: гонка за модной философией

Тем не менее, DevOps нужен не всем компаниям. Например, в коллективах без уже существующих ИТ-отделов, которые не занимаются производством digital-продукта, философия DevOps вовсе не применима. К этим сферам относятся компании, чья прибыль не зависит напрямую от того, насколько клиенты удовлетворены ИТ-продуктом, с которым они взаимодействуют. Кроме того, часто она не подходит малому бизнесу. Методология требует изменений многих выстроенных бизнес-процессов и даже корпоративной культуры. Небольшие компании могут попросту не вынести таких изменений с точки зрения экономики проекта.

Модная болезнь digital-трансформаций зачастую касается руководителей таких компаний. В погоне за бесконечной оптимизацией они забывают про другие факторы, которые влияют на бизнес. В итоге компании теряют деньги, эффективность, а в худшем случае и бизнес-процессы, которые выстраивали годами.Другое дело — ИТ-гиганты, банки, крупные торговые и производственные мероприятия. Для них внедрение DevOps может принести большую выгоду. Так, по годовому отчету «Альфа-банка» за 2017 год, внедрение методологии позволило ускорить разработку и внедрение в 60 раз.

Стахановец-многостаночник вместо цеха сотрудников

Конечно, такой обширный функционал тяжело выполнять одному сотруднику, поэтому в идеале DevOps занимается целая кросс-функциональная команда. В нее входят специалисты, выполняющие роли и менеджеров процессов и продукта, разработчика инфраструктурного кода, инженера и еще много других ролей. Тем не менее, в российской практике DevOps-специалист часто может стать модным способом сэкономить деньги на создании продукта. Обычно такая ситуация происходит после того, как топ-менеджер компании решает, что наступило время digital-трансформации. В компанию экстренно набирают новых специалистов или расширяют список обязанностей уже существующих разработчиков и системных администраторов. В итоге на рекрутинговых сервисах появляются вакансии не DevOps-инженера, а многостаночника.

Такого сотрудника могут обязать единолично настраивать серверы, прокладывать кабельные системы, а потом отслеживать ошибки, настраивать базы данных и хостинг проектов и так далее. Это пример экстремальный, но реальный. В результате сотрудники быстро выгорают, а внедрение методологии в работу компании проваливается. Отношение к DevOps-специалисту как к волшебнику, который способен одновременно управляться с большим количеством задач вкупе с мониторингом работы всей системы, не принесет бизнесу прибыли.



Другая распространенная проблема связана с разделением коллектива на две группы, которые не могут ужиться друг с другом. Представим, что в ИТ-компании появляется отдел DevOps, которому разрешают менять привычные регламенты работы. При этом эти правила остаются обязательными для других разработчиков. Конечно, о кооперации и «бесшовности» работы говорить в таком случае не приходится. Две команды начинают конфликтовать, и продуктивность падает.

Бочка пороха в трюме: DevOps — не просто навыки

Одна из задач DevOps-отдела — налаживание коммуникации между разными ИТ-специалистами компании. DevOps-инженеры должны не просто внедрять технологии и отлаживать процессы, но и погружать команду разработки в курс дела — разделять полномочия, помогать повысить компетенции. Тем не менее, часто такие специалисты занимаются сугубо техническими задачами, обычно по причине банальной нехватки времени и у них, и у тех, чьи компетенции требуется наращивать.

В итоге из-за того, что внедренными модными технологиями пользуются все, а знания и навыки сконцентрированы в рамках одного отдела, возникают проблемные ситуации, в том числе катастрофического характера. Новые решения, которые создают DevOps-инженеры, без слаженной работы разных подразделений могут принести столько же проблем, сколько должны были решить изначально.Это не значит, что DevOps-специалисты должны с нуля создавать корпоративную культуру, как, по всей видимости, часто считают отечественные руководители. Единство «конвейера» digital-производства и поощрение передачи новых навыков и общения должно исходить от руководителей компании. Без этого даже DevOps-команда будет слабо развиваться и не станет делиться знаниями с коллективом.

Эти проблемы не решает ни аутсорс DevOps, ни консалтинг со специалистом со стороны. В первом случае внешняя команда ориентируется не на нужды компании-заказчика, а на стандартный набор технологий, который котируется по рынку. Для клиента это лотерея: сотрудники на аутсорсе пользуются размытыми представлениями о DevOps на рынке. В итоге бизнес-процессы усложняются все больше, но это не приносит бизнесу никаких преимуществ. Зачастую сами компании поощряют такой подход — например, просят не менять процессы разработки. Понятно, что это противоречит самому понятию DevOps.

Долго, дорого, проблемно: суровый DevOps по-русски

Вместо того, чтобы применять философию DevOps ко всем бизнес-процессам, отечественные компании часто предпочитают работу над инструментарием, который не повлияет на скорость работы. Одним из итогов, например, является «кирпичная стена» — Operations, то есть команда системных администраторов, остается в изоляции, а разработчики просто закидывают им приложения. Конечно, в результате набор инструментов все равно улучшается. Однако фундаментальных изменений не происходит, прозрачность не растет, а кооперация ИТ-команд не становится успешнее.

Еще одна загвоздка, на которую натыкаются менеджеры при внедрении DevOps — отсутствие корпоративных баз знаний. По данным отчета DORA за 2019 год, команды, которые использовали внутренние источники информации компании, были в 1,73 раза эффективнее других. Эта проблема снова сводится к закрытости культуры многих российских компаний, в которых коллектив не обменивается знаниями. Из-за этой закрытости компании начинают накапливать технический долг. Инструментарий устаревает, артефакты не удаляют, документацию не обновляют.

Объективная потребность бизнеса к стабильности производства, а значит, и прибыли, вкупе с устаревшей базой технологий и техническим долгом приводят к неудачному применению DevOps.

Все это часто приводит к тому, что после долгих мучений новые решения, которые предлагает DevOps-команда, просто выбрасываются, и процессы «откатываются» назад.

У каждой компании свой путь digital-трансформации. В большинстве случаев она действительно меняет разработку и развертывание кода к лучшему. Значит, DevOps в России все-таки существует: каждый месяц на рынке появляется множество вакансий, связанных с этой методологией. Другое дело, что стоят за ними разные определения специальности и практические задачи. Тем не менее, компаниям стоит перестать гнаться за призрачными идеальными ИТ-системами и критически относиться к переходу на модную, но не обязательно выгодную философию, отдавая больший приоритет собственным потребностям.

Tags: Россия, профессии
Subscribe

Posts from This Journal “профессии” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments