luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Печать еды и умные холодильники: футуристичные тренды мирового фудтеха



По данным Target Global, объем фудтех-рынка в России около $1,4 млрд. Рынок постоянно растет: за время пандемии спрос на доставку продуктов из магазинов X5 Retail Group увеличился в 4,7 раза, а оборот «Сбермаркета» — в 15 раз. Но фудтех — это не только онлайн-сервисы, но и все, что происходит с едой: производство, транспортировка, готовка, продажа. И технологии — вплоть до роботов-поваров или биоинженерии. Сооснователь сервиса доставки еды по подписке justfood Сергей Королев рассказывает, как новые разработки помогут победить голод и зачем каждой «темной кухне» нужен свой ИИ.

Еда и большие данные

Сегодня анализ данных использует любой цифровой бизнес. Ежедневно компании обрабатывают огромное количество информации: сведения о продажах, транзакциях, клиентах, поставках. На основе Big Data корпорации выстраивают стратегические решения и могут делать клиентам персонализированные предложения. Фудтех не исключение.

Чтобы следить за поставками, зарубежные The Cheesecake Factory используют специальные программы от IBM. Бизнес бесперебойно собирает данные из 200 ресторанов в США и следит за свежестью продуктов. Если что-то не в порядке, компания найдет ошибку в логистике на любом этапе цепи и быстро устранит проблему.

Есть и более нетривиальные разработки — вроде бразильской технологии e-nose (электронный нос — «Хайтек»). Создатели оснастили систему газовыми датчиками и научили алгоритм определять спелость персиков в саду. Даже опытный фермер не всегда может справиться с такой задачей.

В России тоже есть подобные примеры: недавно компания «Местные корни», поставщик зелени для сети «Вкусвилл», объявила об автоматизации выращивания базилика с помощью технологии стартапа Fermata. Тепличные сенсоры собирают данные по росту растений, а ИИ — анализирует их и предупреждает о возможных болезнях. Московская «Кухня на районе» каждый день анализирует спрос на блюда во всех районах присутствия. Она меняет меню под конкретную точку, загруженность и время дня. Мы в justfood идем в том же направлении: собираем данные, автоматически учитываем фидбэк и подстраиваем под клиентов программы питания. Наша цель — стать Netflix в сфере еды: анализировать потребителя, сравнивать его с профиль с другими и составлять для него персональную программу питания, которая с высокой вероятностью ему понравится.



Благодаря большим данным через пару лет мы перестанем нуждаться в большом выборе блюд. От широкого ассортимента рынок движется к удовлетворению индивидуальных потребностей. Скоро сервисы с умными системами, обученными на Big Data, будут знать, на какие продукты у вас аллергия, какие блюда вы любите больше и что по субботам вы предпочитаете радовать себя десертом — хотя в остальные дни придерживаетесь диеты.

Готовая еда и «телеужины»

Россияне привыкли к заморозке из супермаркетов — пельменям, котлетам, полуфабрикатам. Но готовую еду, а тем более меню по подписке, они решаются заказывать только «из-под ножа». Однако за рубежом актуален совсем другой подход к «готовности» блюд: в США и развитых странах господствует культура потребления замороженных продуктов. 30% из них — готовые блюда, так называемые «телеужины», которые можно разогреть в микроволновке, не отрываясь от сериала. Такая еда стоит недорого, может долго храниться и быть весьма разнообразной: от замороженного хлеба или концентрата для лимонада до изысканного блюда с морепродуктами. Почти все американские сервисы, которые делают коробочки с готовой едой, доставляют ее замороженной. Клиент получает бокс тогда, когда ему удобно — раз в неделю или в месяц. Одна из сетей, Trader Joe’s, продает замороженную кухню со всего мира.

В России культуру качественной заморозки активно продвигает «Вкусвилл». Технологии производства и хранения позволяют такой еде сохранять пользу и вкус несмотря на месяцы в холодильнике. Есть шанс, что постепенно отечественный и глобальных фудтех придет к целым вендинговым сетям с подобной едой — приобрести ужин можно будет, просто спустившись к вендинговому холодильнику на первом этаже собственного дома. Однако я больше верю в формат быстрой доставки из «Яндекс.Лавки» или «Самоката» –– россияне вряд ли откажутся от домашних рецептов из свежих покупных продуктов.

Умные холодильники и роботы-шефы

Если «темной кухней» — рестораном, который работает только на доставку, — сейчас никого не удивить, то умные кухни по-прежнему остаются мечтой стартаперов и производителей бытовой техники. В будущем на такой кухне холодильник сам предложит меню, закажет продукты, посчитает калорийность под личные цели и проследит за свежестью. Эксперты прогнозируют появление такой техники в квартирах россиян в ближайшие пять лет. Однако нам в jusfood кажется, что это произойдет не раньше, чем через 10 лет.

Пока что умные кухни — скорее часть рынка HoReCa и робототехники. Они уже есть в некоторых ресторанах и рассчитаны на упрощение процессов готовки для большого количества гостей.

HoReCa — акроним, происходящий от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe/Catering (отель — ресторан — кафе/кейтеринг). Понятие, используемое в лексиконе маркетологов и специалистов по продажам, операторами и участниками рынка, обозначающее область сферы услуг индустрии гостеприимства и особый канал сбыта товаров с непосредственным потреблением продукции в месте продажи «с рук», отличный от продажи «на вынос».

Британская компания Monk Conveyors производит роботов-сушистов AUTEC — уже несколько лет они готовят роллы, по вкусу не уступающие творчеству японских мастеров. А робот-повар от Moley Robotics, которого создал выходец из России Марк Олейник, умеет готовить блюда по рецептам из интернета. В будущем предприниматель собирается объединить Moley с умными духовкой и посудомойкой. В первом раунде проект привлек 78 млн рублей инвестиций.



Несмотря на развитие подобных технологий, роботы-повара вряд ли когда-нибудь заменят реального шефа. Рестораны не исчезнут — но останутся как привычный вид развлечений.

Есть и другая любопытная тенденция: некоторые эксперты считают, что в ближайшие 30–50 лет кухни и вовсе пропадут из квартир горожан. Еда по подписке, доставка готовых блюд за 15–20 минут и технологии длительного хранения могут сократить кухонную утварь до двух базовых элементов: холодильника и микроволновки.

Искусственный белок и 3D-принтеры

Одним из самых перспективных направлений инвесторы называют рынок аналоговой еды — искусственных молочных продуктов и мяса. Объем мирового рынка plant-based meat к 2025 году увеличится до $27,9 млрд и откусит примерно 10% рынка «мясоедов». Недавно Nestle анонсировала еще один новый продукт — искусственый веганский тунец. В jusfood мы видим рост спроса от клиентов-вегетарианцев.

Самый заметный игрок последних лет — компания Beyond Meat. В России их «мясо» можно попробовать в некоторых ресторанах и супермаркетах — например, в «Теремке» или «Азбуке вкуса». Отечественные производители тоже начали эксперименты с белком: владелец майонеза «Слобода» инвестировал 100 млн рублей в искусственный продукт и обещает сделать его гораздо дешевле американского конкурента. Развитие аналоговой пищевой промышленности — не только модный тренд, продиктованный культурой вегетарианства, но и необходимость. Население планеты растет на 75 млн ежегодно. В будущем экономике развивающихся стран понадобятся альтернативные способы обеспечения граждан продовольствием.

Президент Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов России Арсений Уралов считает, что одним из трендов фудтеха будущего и способом борьбы с голодом станут протеиновые смеси. Предполагается, что синтезированный белок можно будет размещать в оборудованных цоколях жилых домов, а каждую квартиру оборудовать 3D-принтером. Он будет печатать еду, добавляя вкуса через специальные картриджи. Дешево, сердито и фантастично — но только пока. Большие данные, умные разработки, новые технологии в логистике и хранении — и есть настоящий фудтех. Это не просто «цифровизация еды», но все, что делает пользовательский опыт лучше, потребление — доступнее, а производство и логистику — проще.

Tags: технологии, тренд
Subscribe

Posts from This Journal “тренд” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment