«Яндекс» провел третью в 2020 году конференцию YET. Управляющий директор группы компаний Тигран Худавердян и руководители сервисов рассказали, чем живет корпорация и что интересного произошло в компании за год — от ровера до новой станции «Макс» и других новинок.
«Яндекс.Лавка»
Первая тема конференции — запущенная относительно недавно «Яндекс.Лавка»: успешный проект бывшего издателя «Медузы» Ильи Красильщика. Сейчас он работает в Москве и Санкт-Петербурге, накануне новые лавки были анонсированы в Тель-Авиве.
Можно построить такой удобный сервис, только если таких складов очень много. Максимум 8–10 минут ходьбы. Чтобы построить такой сервис, нужно, чтобы была огромная аудитория — и у нас такая есть.
Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
Глава «Яндекс.Лавки» Илья Красильщик объясняет: «»Лавка» устроена следующим образом, ты нажимаешь на кнопку, дальше заказ приходит собственно в «Лавку». Дальше его начинают собирать: заказ из 7 товаров собирается за 70–80 секунд. Мы начинаем искать курьера, обычно выбираем тех, которые сидят на «Лавке». Мы делаем так, чтобы время от человека для курьера составляло 7–10 минут».
Основные проблемы «Лавки» касаются скоропортящихся продуктов, в частности много вопросов было касательно помидоров, которые быстро приходят в негодность.
У нас еще есть еще один курьер, он не человек. Сейчас он работает в Москве в районе Малой Дмитровки. Это ровер. Если все получится, таких будет больше.
Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
Ровер
«Яндекс» показал свой ровер, он доставляет заказы из «Лавки» на одной из локаций в Москве, в Сколково и в Иннополисе. «Если ничего не сделать, то одна половина человечества будет доставлять заказы другой», — так Худавердян объясняет, зачем они нужны.
А вот и старший брат ровера — беспилотный автомобиль. Несколько лет нужно, чтобы робот стал водить безопаснее человека.
Яндекс впервые показал беспилотный автомобиль в мае 2017 года. В России машины испытывают в Москве и Иннополисе. На начало 2020 года в парке компании было 110 автомобилей, общий пробег составил 3,21 млн км.
Самый сложный аспект — вариативность на дороге. Никто не соблюдает правила строго, поэтому нельзя спрограммировать реальную жизнь. В этом году в ИИ начали внедрять вариативность событий, это то, что мы называем человеческим фактором. Мы продвинулись вперед, но это еще не конец. Сейчас автомобиль видит, где человек, где столб, где грузовик. Научить компьютер интуиции — это самое сложное.
Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса»
Слияние с «Тинькофф»
16 октября стало известно, что «Тинькофф банк» отказался от сделки с «Яндексом». О переговорах было официально объявлено чуть меньше месяца назад, и инвесторы «Яндекса» эту новость восприняли позитивно. А вот котировки «Тинькофф банка» начали падать, и это повлияло на настроение Олега Тинькова. Но главное — что он оказался не готов полностью отдать контроль над банком.
Худавердян про развал сделки с «Тинькофф»: «Мы потратили много времени, нельзя сказать, что нам не жалко».
Мы приняли решение: мы хотим построить крупнейшего или одного из крупнейших игроков в онлайн-торговле. Невозможно сделать это, не имея комплементарного финансового сервиса в экосистеме.
Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
«Яндекс.Маркет»
Теперь завершить свою покупку можно сразу в маркете. В «Яндексе» организовывают курьерскую программу так, чтобы сразу доставить ваш товар. На основе платформ маркет прогнозирует, как курьер оптимально может доставить товар до конкретного человека. Компания хочет стать именно ритейлером, собственный товар хранить не планирует.
Логистика
«Яндекс» рассказал, как строит свой мегалогистический сервис. Сначала была доставка через такси, потом грузовое такси, затем подключаются курьеры из других сервисов. И это — новый большой бизнес компании.
Сервис «Яндекс Go» начинает тестирование новой услуги — «доставки по клику», которая позволит людям выбирать точное время получения товара из интернет-магазина.
После того, как пользователь сделает заказ в интернет-магазине, товар на следующий день привезут в ближайшую «Яндекс.Лавку», поясняет компания. Оттуда в любой момент можно будет вызвать курьера, который за 15–20 минут привезет товар по нужному адресу. Это позволит пользователям контролировать время получения товара, а не ждать курьера «в первой половине дня», подчеркивается в сообщении. Кроме того, благодаря интеграции с «Яндекс.Лавкой» к любому заказу можно будет добавить продукты.
На этапе тестирования доставка по клику работает примерно в 100 «Яндекс.Лавках» Москвы и пока только для «Яндекс.Маркета», указывает компания. Это связано с тем, что «внутри одной экосистемы проще проверить, как будет работать такая интеграция». Своей целью «Яндекс» называет предоставление доступа к новой доставке магазинам-партнерам в Москве и других городах.
Бизнес
Появилась рекламная подписка для бизнеса, через которую можно автоматически настраивать и таргетировать рекламу. Там же, видимо, будет что-то вроде простой CRM-системы: можно будет вести учет клиентов и повесить кнопку «Записаться» на «Картах» и в «Поиске», а также на более чем 40 000 сайтов рекламной сети.
Нужно только задать бюджет, указать информацию об акции, товаре или услуге и приложить фотографии. Остальное алгоритмы «Яндекса» настроят сами: создадут объявления в соответствии с заданными параметрами, разместят их и распределят бюджет так, чтобы реклама приводила больше клиентов.
«Яндекс.Поиск»
Появилась новая рекомендательная система для «Поиска» и «Дзена»: все также будет основано на персональной истории, но теперь там есть еще и видео.
«Яндекс.Заправки»
Теперь в «Яндекс.Заправках» можно будет заказать еду прямо в машину. Это сервис доставки еды и напитков в автомобили, заехавшие на АЗС. Возможность заказать кофе и выпечку появилась в приложениях «Яндекс.Заправки», «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты».
Можно будет заехать на заправку, заказать кофе и слойку, принесет ее сотрудник АЗС прямо к машине. Время на все — 5 минут. Сама доставка будет бесплатной. Заехав на автозаправку, водитель заходит в приложение, находит в разделе «Еда на АЗС» меню, выбирает и оплачивает понравившиеся блюда, отмечает необходимое количество приборов и указывает «адрес доставки» — марку и регистрационный номер автомобиля. Перед оплатой сервис сообщает водителю примерное время, за которое будет произведена доставка. «Яндекс» обещает, что выбранная еда и напитки будут доставлены в автомобиль в течение 5 минут.
Пока услуга действует на 100 автозаправках BP и «Нефтьмагистрали» в Москве и Подмосковье, но компания обещает, что позднее она появится и на других АЗС.
«Яндекс.Станция»
«Яндекс» выпустил новую, уже третью умную колонку — «Станцию Макс» с голосовым помощником, мощным трехполосным звуком, поддержкой видео в 4К HDR и LED-экраном. Ранее на рынок вышли «Станция» и «Станция Мини»
Продажи начнутся 1 декабря, заказывать можно уже сегодня. Цена — 17 тыс. рублей. Сейчас «Макс» представлена в черном и сером цветах, в новом году появятся бордовый и темно-синий.
Journal information