luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Беспилотник, читающий мысли: каким будет автомобиль через 5 лет



Аббревиатура EASCY (electrified, autonomous, shared, connected and yearly updated) описывает главные тренды автопрома, которые достигнут пика между 2020 и 2025 годами, по версии PwC. Благодаря созвучию со словом easy термин стал широко употребимым медийным никнеймом. Легкость и необременительность во всем — покупке, владении, управлении и сервисе — главный потребительский лейтмотив, диктующий тренды в автопроме. Следующая пятилетка станет временем быстрого внедрения решений, которые обеспечивают практичность и экологичность, а также трансформируют средство передвижения в средство развлечения. Это еще не революция (большинство технологий уже находятся на периферии производства), но ее предчувствие. Рассказываем, как DeepTech-визионеры работают над принципиально новыми инструментами для создания инноваций в автопроме.

Когда речь заходит о технологиях в автопроме, часто возникает семантическая путаница. Например, на Западе употребляется термин connected vehicle technology, под которым подразумевается как автомобиль, который раздает Wi-Fi, так и имплементация IoT в отдельные процессы или поддержка связи V2X. Технологии становятся синонимом новых концепций, как, например, в случае с ADB (adaptive driving beam, фары с адаптивным дальним светом — «Хайтек»), представленными в BMW пятой серии или Audi A3. Суть концепции — в адаптации пятна света в соответствии с дорожными условиями, а вот реализована она может быть посредством различных технологических стеков: например, Valeo Matrix Beam. Дальше речь пойдет именно о новых концепциях, которые мы увидим в конечных моделях на горизонте пяти лет.

«Долгое время конкуренция в автопроме строилась вокруг качества машин, скорости и безопасности, но теперь этот подход не приносит отдачи. Потребителей больше интересуют мобильность по требованию, низкая стоимость и инновации. Это создает как уникальные возможности, так и огромные проблемы для традиционных бизнес-моделей. До сих пор автопром, как и любая отрасль со сложным продуктом, имел очень длинные жизненные циклы, но сегодня линейный и методичный 5–7-летний процесс тестирования должен быть уложен в 6–12 месяцев».
Джо Витале, руководитель Deloitte Consulting LLP


Умеренная беспилотность L4


Аналитики PwC считают, что следующие пять лет станут решающими для автопроизводителей и поставщиков, определив их конкурентоспособность к 2030 году, когда доля автономного вождения в общем трафике Европы и США вырастет до 40% (Китай к этому времени может уйти еще дальше). Это означает, что в течение нескольких лет абсолютно все участники рынка, которые хотят и дальше оставаться в этом статусе, должны «выкатить» беспилотный модельный ряд для широкой аудитории.

По сути, автопром столкнулся с тем, через что 10 лет назад прошли аналоговые индустрии. Помните Kodak? Создатель лучшей пленочной камеры в мире обанкротился в 2012 году из-за того, что упустил digital-направление. Существованием ПК мы во многом обязаны не только IBM, но и Xerox, которая до последнего цеплялась за копировальные аппараты, благодаря чему и упустила рынок.

Toyota давно работает над созданием automotive-систем силами специально выделенного подразделения Toyota Research Institute. Первый беспилотный Lexus появился еще в 2013 году. На Олимпийских играх в Токио, которые должны были пройти в этом году, но перенеслись на следующее лето, транспортировку спортсменов осуществят автономные седаны Lexus LS TRI-P4. Это воплощение концепции умеренной беспилотности L4 — автомобиль не требует управления человека, но только на ограниченной территории.


Lexus LS 500h TRI-P4

Интерес к рынку беспилотников проявляет не только традиционный автопром. По данным отраслевого издания The Information, за последние несколько лет 30 компаний по миру потратили на инвестпроекты в этой сфере $16 млрд без малейшего намека на ROI, причем половина этой суммы пришлась на три компании — Waymo, Uber и General Motors, из которых только последний относится к автопрому. Стоит оговориться, что речь только о чистых инвестициях без учета M&ِA-сделок, которые могут поднять суммарное значение на порядок. Одна только покупка разработчика автопилотов MobilEye обошлась корпорации Intel примерно в такую же сумму — $15,3 млрд.

«Потенциальная емкость рынка автономных автомобилей достигает $8 трлн. Доля автономных такси, которые составят конкуренцию существующей модели Uber и Lyft, составит $5 трлн, доля фрахтовых перевозок — $2 трлн. Мы предлагаем чрезвычайно революционную технологию, открывающую многомиллионные рыночные возможности».
Дэн Амман, CEO Cruise



Беспилотный минивэн от Cruise, дочернего подразделения General Motors

Однако, несмотря на оптимистические прогнозы, реализация полной беспилотности L5 упирается в пределы существующих технологических возможностей. Суть в том, что самый совершенный ِИИ-алгоритм не может принять релевантное решение во всех возможных ситуациях на дороге: например, отличить в темноте булыжник от пролетающего мимо пластикового пакета. И если человек понимает, что на пустынной дороге метеориту взяться неоткуда, то алгоритм нужно обучить на миллионе повторяющихся ситуаций. Возможно, в будущем мы увидим прорывы, связанные с технологией LIDAR (позволяет анализировать объемное изображение), которую игнорирует в частности Tesla. На данный момент одна из самых «готовых» систем полного автопилота Tesla Full Self-Driving не в полной мере умна и безопасна, как показали испытания бета-версии.

Автомобиль как гаджет

Пользователи, привыкшие к гаджетам, хотели бы видеть аналогичные интерактивные интерфейсы в автомобилях. Многие производители уже внедрили бортовые информационно-развлекательные системы (IVI) в некоторые модели: среди них Ford (SYNC и MyFord Touch), Toyota (Entune), KIA Motors (UVO), Cadillac (CUE) и Fiat (Blue & Me). Они полностью синхронизируются со смартфоном и позволяют управлять приложениями с помощью голосовых команд или через сенсорный экран на панели авто. Другие используют сторонние сервисы вроде Apple Carplay с интегрированной Siri или Android Auto, куда Google собирается добавить фичи для навигации, парковки и зарядки автомобиля.

Концепция connected vehicles станет доминирующей. Statista сегодня оценивает этот рынок в $54 млрд, через пять лет он вырастет в три раза. Прогноз MarketsandMarkets еще оптимистичнее: примерно $220 млрд к 2025 году. Одна из ключевых технологий для трансформации авто в многофункциональный гаджет — IoT. По данным Statista, объем инвестиций в решения на основе этой технологии для автомобилестроения составит $740 млрд к 2025 году. К этому времени все новые автомобили будут иметь выход в интернет. Уже через три года объемы продаж превысят 73 млн.

С помощью IoT производители планируют решить ряд задач. Во-первых, это сбор информации об ошибках, уведомления для водителя и удаленное обновление ПО автомобиля. Это критично важный для индустрии концепт, который получил название OTA (Over-the-Air, буквально: по воздуху). Он уже реализован во всех моделях Tesla, а в этом году Ford представил первый автомобиль с OTA — F-150.

Во-вторых, IoT позволяет собирать быструю обратную связь о наиболее часто (или редко) используемых функциях — с целью оперативной доработки под потребности пользователей. В-третьих, IoT дает широкие возможности для кастомизации интерьера. Например, салон концепт-кара Volvo 360c представляет собой многофункциональное пространство, которое можно преобразовать в «гостиную», «офис» и «спальню» за счет изменения цвета, света, зон конфиденциальности, расположения кресел и стекол.


Volvo 360c

«Автомобиль становится обширным хранилищем данных, обладающих огромной ценностью для всех заинтересованных сторон. Производитель может отслеживать используемые модели мобильности, а потребитель — получать автомобили по запросу, которые идеально соответствуют его потребностям. Лучший источник для сбора таких данных и выстраивания отношений с пользователем на их основе — это смартфон».
Джон Хейгел, аналитик из Кремниевой Долины и сопредседатель Deloitte Center for the Edge


Похоже, многообразие датчиков, установленных в автомобилях, в совокупности перевесит остальное «железо». Это неизбежно, учитывая темпы развертывания системы умных городов на основе связи V2X (Vehicle-to-Everything). Технология обеспечивает обмен информацией автомобиля с другими автомобилями и инфраструктурой. В течение следующих пяти лет V2X станет бизнесом с оборотом в $1 млрд. В последнее время появилось много стартапов в этом направлении — например, британский V2X Network предлагает платформу для автономных транзакций, сочетая в себе геосети и кэширование для обеспечения связи в реальном времени с малой задержкой.

Перечислять все решения на основе IoT можно бесконечно. Одни датчики будут распознавать дорожные знаки, пешеходов и другие машины, чтобы синхронизировать движение, минимизируя расход топлива и улучшая транспортный поток. Умные шины — собирать данные о качестве дорожного покрытия для формирования автоматических отчетов, которые автогаджет самостоятельно отправит в муниципальные органы (помимо контроля износа, давления, температуры самих шин, а также распознавания погодных условий вроде наледи или влаги). Не забудем и про парковку: внешние видеодатчики с успехом устраняют слепые зоны для водителей.

Новые миры на лобовом стекле

Компания WayRay — визионеры deep tech, которые занимаются передовыми научными исследованиями полного цикла — разработала первую в мире голографическую навигационную систему. Лобовое стекло автомобиля превращается в трехмерный экран с эффектом глубины (True AR), где отображается важная для водителя информация: например, показания приборной панели. Графики дополненной реальности привязываются к реальным объектам: стрелки показывают расстояние до других автомобилей, предупреждают о поворотах и приближению к крайней полосе.

«Сегодня все крупнейшие автоконцерны тестируют технологию. В мелкосерийном производстве она появится в 2022 году, в крупносерийном — в 2023. Голография в сочетании с беспилотностью запустит новые модели в Ride Hailing — проще говоря, в «убере» — сделав его предельно дешевым, а в перспективе и бесплатным. Себестоимость поездки для операторов будет снижена за счет отсутствия наемного труда, а персональный рекламный AR-контент, транслируемый пассажиру на боковом стекле, окупит остальную часть».
Виталий Пономарев, CEO WayRay



Wayray

WayRay запустил своей маркетплейс автомобильных ِAR-приложений для конечных потребителей, где сторонние разработчики могут выкладывать свои продукты (подобно тому, как это происходит на App Store и Google Play). Для того, чтобы в этом маркетплейсе можно было создавать приложения, компания разработала SDK (Software Development Kit), включающий в себя VR Headset — инструмент виртуальной разработки таких приложений. В этой связи стоит отдельно отметить роль deep tech в трансформации автопрома: создавать не только конечные решения для продажи их производителям, но и новые технологии для создания технологий другими участниками рынка.

Одно из альтернативных решений можно будет увидеть уже в следующем году – если, конечно, вы можете позволить себе MBUX. Летом Mercedes-Benz представил новую модель S-класса-2021 с дополнительным дисплеем, который накладывает графики дополненной реальности на лобовое стекло.


Навигация в новом Mercedes S-класса

Автомобиль как симбиот

Возможно, в будущем — но не факт, что через пять лет — водители смогут общаться с ИИ автомобиля мысленно. Над симбиотическим слиянием человеческого мозга и ИИ неинвазивным методом работает, например, компания Neuralink, которая анонсировала технологию BCI — интерфейс «мозг — компьютер» для управления автомобилем.

«Обычный мобильный телефон сегодня обладает большей вычислительной мощностью, чем все НАСА во время отправки человека на Луну в 1969 году. А компьютеры могут записывать электрические сигналы, исходящие от мозга, и частично их декодировать на знакомый цифровой язык. Это позволяет мозгу напрямую взаимодействовать с компьютером для управления любым объектом вокруг него».
Митио Каку, американский физик-теоретик и популяризатор науки


В моделях высокого класса уже сейчас задействованы некоторые ранние версии интерфейсов «мозг — компьютер». Проект B2V, представленный Nissan, показал неплохие результаты по распознаванию и обработке сигналов ЭЭГ и совместному управлению транспортными средствами. В отличие от автопилота, эта технология не заменяет водителя, но помогает ему принимать более верные решения. Специальный шлем считывает сигналы активности мозга и передает их в пульт управления автомобилем. Эта активность в основном происходит в моторной коре и определяется с помощью двух коррелированных нейронных ЭЭГ: корковых потенциалов, связанных с движением (MRCP), и (де)синхронизации моторного события (ERD/ERS).


B2V от Nissan

Суть в том, что между принятием решения и совершением действия проходит некоторые время, которое может оказаться решающим для предотвращения аварии. Например, если появилось желание нажать на тормоз, система расшифрует его и выполнит это действие на секунду раньше. На скорости 100 км/ч это означает экономию 27 метров тормозного пути. В числе других приятных бонусов — климат-контроль, который подстраивается под ощущения водителя.

Альтернативное топливо

Похоже, что скоро провидческий дар Жюля Верна найдет подтверждение не только в космической и телеком-индустрии, но и автопроме. «Я верю, что когда-нибудь вода будет использоваться в качестве топлива, что составляющие ее водород и кислород — вместе или по отдельности — дадут неиссякаемый источник тепла и света», — написал фантаст примерно полтора столетия назад.

Сегодня многие страны и города объявили о грядущих запретах на продажу новых автомобилей на бензине к 2030 году. Альтернативой станут двигатели FCEV — fuel cell electric vehicles, в которых электричество вырабатывается в результате химической реакции между водородом и кислородом. Это по-настоящему экологическая концепция, ведь отход работы такого двигателя — простая вода. Проблема заключается в построении замкнутой экосистемы полного цикла, включающей в себя производство водородных топливных элементов, их хранение и транспортировку.

Вероятно, что пионером такой экосистемы станет Южная Корея, где она создается по принципу частно-государственного партнерства. К 2022 году в стране будет развернута сеть из 310 водородных станций, в том числе для личного транспорта. В Европе пока видны только шаги для подготовки инфраструктуры, ориентированной на грузоперевозки. Так, Hydrogen Europe собирается создать тысячу водородных станций для обслуживания 100 тыс. грузовиков к 2030 году.

Hyundai Motor Group планирует нарастить производство автомобилей FCEV до полумиллиона к 2030 году. Пока корпорация активно продает грузовики: для логистических операторов перевод транспорта на водород более оправдан на данный момент. Все просто: они ездят по четко запланированным маршрутам, в отличие от легковых автомобилей.


FCEV

В ноябре этого года Hyundai и Ineos подписали рамочный договор, оговаривающий совместные исследования в области разработки и поставок водорода. Не исключено, что водородные элементы Hyundai появятся во внедорожнике Ineos Grenadier. Уже сейчас Ineos производит около 300 тыс. тонн водорода в год в качестве побочного продукта других химических производств.

С Жюлем Верном, как и с мнением 78% респондентов опроса KPMG из автопрома, которые верят в водород больше, чем в батареи, категорически не согласен Илон Маск. Лидер Tesla назвал FCEV «абсолютно глупой идеей» и «грудой мусора». Один из главных бизнес-идеологов современности считает, что успех технологии «полностью исключен». У этого мнения больше противников, чем сторонников, в том числе в научном сообществе. Например, американский химик Дэвид Антонелли, Lancaster University, отметил: «Системы водородных топливных элементов стоят в четыре раза меньше, чем литий-ионные батареи, но при этом обеспечивают гораздо больший радиус действия».

Это далеко не все технологические тренды, которые окажут заметное влияние на автопром в горизонте пяти лет. Можно упомянуть встроенную биометрию, некоторые требования к которой Евросоюз планирует реализовать в 2022 году (в концептуальном Mercedes-Benz Vision AVTR уже появились датчики определения пульса и дыхания), программируемые фары, технология безопасности AVS и множество других частностей. Ну а если говорить о позиции визионеров из самых различных индустрий — от ИТ-стартапов до Airbus и Boeing, то многие из них верят в летающие автомобили. В январе Hyundai и Uber объявили о совместном проекте по созданию электроаэротакси. По прогнозу Morgan Stanley, к 2040 году мировой рынок городских авиаперелетов по запросу на короткие расстояния может составить от $850 млрд до $1,5 трлн.

Tags: авто, беспилотник, будущее
Subscribe

Posts from This Journal “беспилотник” Tag

promo luckyea77 december 30, 15:00 8
Buy for 10 tokens
По этой ссылке можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Электробезопасность - Основы промышленной безопасности А.1 - Специальные требования промышленной безопасности: Б 9.31. Эксплуатация опасных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments