luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Обучение по законам восприятия: стереотипы, синестезия и «дозы» информации



Наше обучение напрямую зависит от того, как мы воспринимаем информацию. Иногда мы видим не то, что «показывает» нам мир, совершаем ошибки. CEO «Кодабра» Дарья Абрамова разбирается в том, как это устроено и как строить обучение, зная об особенностях восприятия.

Как работает восприятие

Человек читает книгу, смотрит на птицу, задевает горячий чайник — хотя эти процессы устроены по-разному, начинаются они примерно одинаково. Мы и наш мозг сталкиваемся со стимулом, получаем от него импульс и реагируем на него: например, продолжаем смотреть или одергиваем руку.

Восприятие часто происходит мгновенно и без участия сознания: свет попадает на сетчатку глаза, импульсы идут по зрительным нервам в нужные части коры головного мозга, одну за другой, и преобразуются в зрительный образ. Это происходит автоматически.



Восприятие — например, зрительное — состоит из нескольких этапов: взаимодействие со стимулом, отражение света на сетчатке глаза, трансдукция света в электрический сигнал, «путешествие» сигнала по зрительным нервам в зрительную кору, формирование образа предмета. В самом финале человек осознает, что он что-то видит. Чаще всего дальше возникает действие: иногда просто моргание, более пристальное внимание к объекту или движение ему навстречу.

Чем сложнее объект, на который мы смотрим, тем больше факторов влияет на его восприятие. Даже смотря на лампу, мы учитываем предыдущий опыт и может неправильно оценить ее цвет: засомневаться между зеленым и салатовым, если в нашей комнате постоянно стояла зеленая лампа. Когда человек формирует зрительное впечатление о другом человеке, подключается еще больше факторов: на нас влияют ожидания от этого человека, должность, которую он занимает. Также вступают в игру стереотипы: в автобусе человек скорее займет место рядом с миниатюрной пожилой женщиной, чем с крупным лохматым мужчиной в грязной куртке. Хотя именно «бабушка» может оказаться карманницей или просто втянуть вас в неприятную беседу.

При этом, хотя человек может ошибаться в прогнозах при восприятии лиц, он воспринимает и запоминает их эффективно. По крайней мере эффективнее, чем текст. Согласно исследованиям, люди способны запоминать более 2 тыс. изображений и воспроизводить их с точностью до 90%, а из текста он запоминает только 30%, из устного рассказа только 10%.

Как воспринимают информацию дети

В отличие от взрослых, дети способны отделять информацию от своих органов чувств и поэтому воспринимают визуальный мир по-разному, согласно новым исследованиям. Ученые из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что дети младше 12 лет не объединяют различную сенсорную информацию, чтобы осмыслить мир, как это делают взрослые. Это относится не только к сочетанию различных чувств, таких как зрение и звук, но и к разным аспектам зрительного восприятия.

В исследовании рассматривалось, как дети и взрослые сочетают информацию о перспективе и бинокулярной глубине. Ученые попросили детей и взрослых, носящих 3D-очки, сравнить две наклонные поверхности и определить, какая из них является «самой плоской», учитывая перспективу и бинокулярную информацию по отдельности или обе вместе. Только в 12 лет дети объединили перспективу и бинокулярную информацию, чтобы повысить точность своих суждений, как это делают взрослые.

Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, дети хуже конструируют зрительные образы, могут ошибаться в измерений расстояний. С другой стороны, они лучше отделяют одну информацию от другой, а значит, меньше подвержены зрительным иллюзиям и искажению информации.

Но, конечно, дети все равно объединяют информацию из разных источников. Иначе они не могли бы обучаться в принципе. Исследования показывают, что годовалые дети лучше запоминают названия предметов, если им произносят слово, когда они сами держат предмет, их головы устойчивы и предмет находится близко. То есть зрительный образ предмета и название, произнесенное родителем, сочетаются, и ребенок выучивает слово.

Как выстроить обучение, учитывая восприятие

-Больше доверять зрительному восприятию. Больше 50% информации о мире, человек получает с помощью зрения. И хотя он может обманываться, опираясь на зрение, лучше использовать именно визуальную информацию для обучения. Рисунки, карточки, диаграммы помогают лучше усвоить и запомнить информацию. Еще лучше человек воспринимает анимированные изображения: именно поэтому мы часто обучаемся с помощью видеороликов на YouTube.



-Воспринимать понемногу. Если сразу «добавить» в мозг слишком много информации, может случиться коллапс восприятия. Дело в том, что каждый новый образ мозг соотносит с уже имеющейся информацией: если ему приходится проделывать эту работу с тысячей образов, он быстрее устанет и информация быстро исчезнет из головы. Даже если хочется учиться еще и еще, нужно и важно делать перерывы.

-Заниматься с интересом. Внимание сильно влияет на восприятие: особенно хорошо мы запоминаем информацию при непроизвольном внимании. Нас просто привлекает предмет изучения, и не нужно тратить силу воли, чтобы сосредоточиться на нем. С другой стороны, у человека существует послепроизвольное внимание. Человек берется за сложную задачу, изучает условия, задействует произвольное осознанное внимание, обучение идет тяжело. Но вот он решает первую задачу, получает «вознаграждение» от мозга и дальше дело идет легче: внимание становится непроизвольным, потому что занятие становится интересным и приятным.

-Чередовать типы восприятия. Во-первых, органы чувств устают физически: нужны очень хорошее освещение и поза, чтобы читать часами без эффекта уставших глаз. Во-вторых, при смене типа восприятия информация воспринимается лучше.

-Использовать синестезию или ассоциации. Синестезия — этот эффект восприятия, при котором человек смешивает ощущения разного типа. Например, слышит цвета или чувствует цвет звука. Синестезия считается врожденным свойством, но можно развивать похожее состояние с помощью метода ассоциаций. Если слушать инструментальную музыку и одновременно читать книгу, можно добиться того, что куски текста будут ассоциироваться с частями мелодии: иногда это помогает лучше запоминать информацию.

-Использовать стереотипы. Хотя стереотипы мешают воспринимать объекты, можно использовать эти ошибки для лучшего усвоения информации. Например, если нужно запомнить героев книги, можно приписывать отрицательным те черты, которые вы считаете неприятными, а с положительными поступать наоборот.

Tags: мозг, образование, человек
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo luckyea77 december 30, 15:00 8
Buy for 10 tokens
По этой ссылке можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Электробезопасность - Основы промышленной безопасности А.1 - Специальные требования промышленной безопасности: Б 9.31. Эксплуатация опасных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments