luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Современные музеи: цифровой сторителлинг, 3D-печать и роботы-манипуляторы



Цифровой сторителлинг, напечатанные на 3D-принтере элементы и созданные роботами экспонаты — digital-технологии помогают музеям с точностью воссоздать контекст любой эпохи и любого региона. MuseumTech пока только формируется, но организаторы выставок уже внедряют новые разработки, с помощью которых можно погрузиться в прошлое и лучше понять настоящие. О музейных инновациях и их практическом применении рассказал Ян Визинберг, партнер и креативный директор творческой студии Lorem Ipsum.

MuseumTech: от сторителлинга до робототехники

Полностью аналоговые музеи давно остались в прошлом: даже выставки в небольших городах используют цифровые технологии, например, мобильные гиды и QR-коды, а иммерсивные проекты набирают популярность по всему миру — в том числе и в России. В целом посещаемость музеев растет: только в России она увеличилась в 1,7 раз с 2012 по 2019 год. Это связано не только с расширением музейных фондов, но и с применением новых технологий. Почти половина столичных и петербургских музеев проходит процесс цифровой трансформации, а еще 43% готовят план цифровизации. При этом большинство планирует экспериментировать с виртуальной реальностью и искусственным интеллектом.

Технологии становятся вспомогательным инструментом для воплощения замысла, но ключевую роль в 2020-е играет сторителлинг. Разработка музейной концепции начинается с построения истории, способной вовлечь посетителя как интеллектуально, так и эмоционально. Музеи анализируют поведение аудитории, ее интересы, привычки и предпочтения, чтобы создавать интерактивные экспозиции и вовлекающий контент. Для этого к проектам привлекают UX-дизайнеров и исследователей, а также экспертов по коммуникациям и сторителлингу. И только после этого команда определяет, какие решения использовать для реализации плана.



Этот принцип мы применяли и при работе над выставкой «Ямал. Тепло Арктики». На раннем этапе команда собрала колоссальный объем информации, поэтому изначально решила поделить экспозицию на смысловые главы. Для этого мы сфокусировались на отдельных объектах и фактах, которые лучше всего отражают историю края. Например, природный газ в сжиженном состоянии занимает в 600 раз меньше места, чем обычный — этот факт можно отразить с помощью визуализации. Также мы определили смысловое ядро — тепло Арктики. Концепция выставки строилась вокруг этого парадоксального контраста: Ямал находится на далеком арктическом севере, но при этом излучает тепло далеко за пределы своих географических границ — и в физическом, и в метафорическом смысле. Этот знаменатель как единая линия связал между собой все главы.

В случае с Ямалом перед нами стояла задача показать разные стороны региона: с одной стороны, его мощную транспортную инфраструктуру и развитую нефтегазовую отрасль, а с другой — суровую и дикую арктическую природу, промыслы и традиции народов Севера. Большинство экспонатов мы поместили в подобие снежных шаров, заполненных имитацией снега. Подобно капсулам времени, они хранят в себе концептуальные модули 90-летней истории ЯНАО, — как раз поэтому мы выбрали такой форм-фактор.

Для выстраивания сложных смысловых цепочек музеи обращаются к креативным студиям, которые владеют и цифровыми технологиями, и нарративными практиками — совместно они создают уникальные экспонаты, пишут сценарии выставок и занимаются их продвижением. К работе над музейными проектами сегодня подключаются и эксперты из смежных дисциплин: например, у Музея Пибоди в Эссексе в штате есть нейробиолог, который исследует влияние визуальных стимулов на мозг человека.

В последние годы пул специалистов, которые работают над экспозициями, расширился. К проекту подключаются исследователи и сценаристы, архитекторы и проектировщики, концептуальные художники и визуализаторы, промышленные дизайнеры, конструкторы и специалисты по 3D-моделированию. Весь процесс координирует технический директор, однако подбирает подходящие решения вся команда.

К подбору технологий в музейной среде следует подходить аккуратно. Модные и новые разработки не всегда обогащают опыт и часто привлекают излишнее внимание к технологическому решению, а не к сути экспозиции. Поэтому эксперты говорят о так называемом технологическом агностицизме. Команда в первую очередь формирует месседж, определяет тональность повествования и создает контент. А только потом подбирает подходящие технологии, например, задействует робототехнику или использует 3D-печать — как интерактивный элемент, как средство производства экспонатов или как и то, и другое одновременно. Например, художница Сугвен Чунг создает картины с помощью роботов-манипуляторов, которых она самостоятельно разрабатывает и программирует — до пандемии они даже участвовали в ее офлайн-перформансах. Но и в этом случае важно учитывать, насколько технологии отвечают замыслу экспозиции, ее цели и содержанию. На выбор влияет и жанр повествования — ведь выставку, как и текст, можно превратить и в увлекательный нон-фикшн, и в остросюжетный детектив.

Музейные залы в цифровую эпоху

Новые технологические решения влияют не только на музейную культуру, но и на инфраструктуру. Так, с появлением видеопроекций музеи стали чаще выбирать более приглушенное освещение. А интерактивные звуковые инсталляции изменили подход к проектированию выставочных помещений — дизайнеры начали уделять больше внимания акустике и зонированию.

Интерактивные экспозиции поменяли и траекторию перемещения по музею: гости стали передвигаться более свободно и самостоятельно выстраивать маршрут, не полагаясь на гида. Более того, появилась возможность посещать выставки удаленно. Так, в 2020 году некоторые музеи проводили дистанционные туры с использованием роботов для телеконференций. Посетитель удаленно управлял подвижным модулем с веб-камерой — это позволяло ему свободно передвигаться по залам и даже взаимодействовать с объектами и персоналом.



Впрочем, технологии все еще не могут заменить экскурсоводов и кураторов, поскольку они обладают уникальным опытом и дают авторскую интерпретацию фактов и событий. Поэтому сегодня посетитель сам выбирает наиболее комфортный формат взаимодействия: это может быть автономное знакомство с выставкой или погружение в контекст при помощи гида.

Иногда иммерсивный контент буквально ведет человека по залам музея — в этом случае посетитель самостоятельно следует предписанному маршруту и занимается активным познанием. У таких иммерсивных выставок много общего с художественным фильмом или театральной постановкой, а музейный опыт больше напоминает «зрительский сеанс».

Технологии погружения

-Иммерсивные элементы

Безусловно, новые технологии усиливают эффект погружения. Например, звуковая дополненная реальность позволяет конструировать звуковые ландшафты (soundscapes), которые с точностью воссоздают обстановку определенной эпохи или среды. Иммерсивные элементы помогают формировать более цельную и объемную картину мира. Это особенно важно в случае с трагическими страницами истории, такими как Холокост или репрессии. Исследования доказывают, что VR и AR-решения усиливают эмпатию: даже у агрессоров они вызывают чувство сострадания к жертве. Дополненную реальность часто используют в историческом и этнографическом контексте, поскольку эти сферы пропитаны коллективной памятью, противоречиями и обидами. Иммерсивный AR-формат отражает разные точки зрения и дает возможность строить не линейное, а многомерное повествование.

Создать эффект погружения помогают также аудио- и видеотрансляции. Конечно, для этого недостаточно поставить мощный динамик и стандартный проектор. Музеи пользуются акустическим системам и панорамными экранами, которые работают в связке с лазерными 4K-проекторами — именно такие устройства мы используем на выставке «Ямал. Тепло Арктики».

Иммерсивные технологии также позволяют рассказывать истории от первого лица, создавая связь между очевидцами событий и посетителями музея. Интересный пример в музейной практике — серия интервью с людьми, выжившими в Холокосте, которую провели сотрудники Института визуальной истории и образования США. Беседы записывались на 23 камеры с охватом 360 градусов. Используя полученные записи, авторы проекта создали реалистичные голограммы героев. Посетители могут не только слушать монологи, но также задавать вопросы очевидцам: система на базе ИИ обрабатывает их запросы и подбирает наиболее подходящий по смыслу ответ.

-Интерактив

Погрузить аудиторию в определенный этнографический контекст и историю позволяют интерактивные элементы: взаимодействуя с объектами, посетители занимают позицию исследователя, а не пассивного наблюдателя. Например, как показать скорость и охват транспортной сети Северного морского пути? Традиционный музей использует инфографику или макет в уменьшенном масштабе. Наша команда нашла другое решение — для экспоната «Северный экспресс» мы разработали интерактивный объект на основе больших данных. Посетитель подходит к прозрачному стеклянному шару-куполу, выбирает два любых порта в разных полушариях планеты и просматривает разные варианты маршрутов. На виртуальной карте отображаются десятки вариаций, но самым быстрым всегда оказывается Северный морской путь.

Другой пример — экспонат «Звуки севера», который воспроизводит композиции, записанные на Ямале в последнее столетие. Мы предлагаем посетителю не только прослушать мелодии, но и выступить в роли «дирижера». Экспонат оснащен специальными процессорами, которые реагируют на прикосновения — как только посетитель прикасается к интерактивному модулю, звучание музыки меняется.

Тач-панели, голосовые и тактильные интерфейсы устраняют барьер между посетителем и экспонатом. Впрочем, другие технологии с этой задачей тоже справляются. Так, с помощью 3D-печати музеи воссоздают объекты и позволяют людям прикоснуться к ним. Необычные тактильные артефакты изготавливает компания Factum Arte — недавно она воссоздала точную копию могилы Рафаэля Санти, используя напечатанные на принтере компоненты. Благодаря реалистичным репликам познакомиться с экспонатами могут в том числе люди с нарушениями зрения.

-Новые технологии производства

Технология 3D-печати действительно упростила процесс создания музейных экспонатов — даже самых сложных и нестандартных. Так, для выставки «Ямал. Тепло Арктики» команда студии Lorem Ipsum создала сверхреалистичную модель арктической ягоды — морошки. Миниатюрные ягоды были напечатаны на 3D-принтере, а листья изготовлены из натурального шелка, обработанного аэрографами. Чтобы посетители могли лучше рассмотреть объект, оптические специалисты разработали увеличительные стекла. На 3D-принтере — крупнейшем в России и Европе — был также создан макет оленьих рогов — их расписали вручную и дополнили символикой коренных народов Ямала.

Для создания объектов применяется и робототехника. Так, для экспоната «По следам белых медведей» наши инженеры использовали робот-манипулятор KUKA — аппарат нанес лазерную гравировку на поверхность шара.

К разработке музеи привлекают и экспертов по материаловедению — и даже изобретают новые материалы. Например, чтобы добиться эффекта настоящего снежного шара, команда Lorem Ipsum разработала особую фракцию вспененного полиэтилена, которая в сочетании с разными типами крыльчаток создает «сказочную метель». Для каждого экспоната шары создавались индивидуально вручную, поэтому на рынке найти аналоги невозможно. К слову, один из самых крупных и тяжелых объектов выставки весит около 270 кг и сочетает оригинальные художественные и технологические решения. Этот шар показывает слои подземных пород — они сделаны из прозрачного цветного акрила, склеены эпоксидной смолой и обработаны на станке с ЧПУ.

Экспонаты сегодня создаются с помощью целого комплекса производственных технологий, поэтому музеи обращаются к лабораториям, мастерским и контрактным производствам, которые располагают сварочным и малярным цехами, отделом широкоформатной печати, цехом по деревообработке и фрезеровке, а также 3D-принтерами и линиями сборки. Неотъемлемой частью любого проекта становится команда интеграторов и дистрибьюторов оборудования.

Рынок MuseumTech растет с каждым годом, а спектр доступных решений постоянно расширяется за счет демократизации технологий — так, ИИ, дополненная реальность и 3D-печать становятся все более доступными. Появляются разработки и для музейного «бэк-офиса», например, программы для оцифровки архивов и 3D-реставрации объектов. Постепенно стирается грань между офлайн- и онлайн-технологиями. Музеи также перебираются на новые цифровые площадки: уже никого не удивляют виртуальные туры или креативные сторис в Instagram. Следующий виток эволюции — выставки в игровых вселенных. Владельцы галереи создают интерактивные пространства в Fortnite, а крупные музеи делятся своими шедеврами с пользователями игры Animal Crossing. И это только начало нового тренда.

Ключевую роль в формировании новых музейных продуктов играют не технологии, а нарративные практики — они также эволюционируют и благодаря инновационным решениям становятся все более эффективными. Неважно, конструирует музей новые миры или воспроизводит исторический контекст, выставочные пространства становятся все более живыми и интерактивными. Все это позволяет погрузить посетителя в сконструированный контекст, а главное — подарить ему новый уникальный опыт.

Tags: технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 december 30, 15:00 8
Buy for 10 tokens
По этой ссылке можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Электробезопасность - Основы промышленной безопасности А.1 - Специальные требования промышленной безопасности: Б 9.31. Эксплуатация опасных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment