luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Неофинансы: помощник для молодоженов, онлайн-ломбард и обучалка для подростков



Современные финтех-сервисы позволяют не только совершать покупки, переводить платежи и инвестировать в два клика. Они также меняют финансовую культуру и привычки пользователей. Например, учат грамотно вести семейный бюджет, сокращать потребление и осознанно подходить к тратам. Рассказываем о восьми проектах, которые отвечают трендам 2020-х и решают актуальные проблемы клиентов.

Простым мобильным приложением, отслеживающим расходы или помогающим накопить, уже никого не удивишь. Поэтому сегодня стартапы стараются привнести новый функционал в ставшие уже классическими мобильные банки или семейные отчеты по бюджету. Их цель простая — сэкономить пользователю время, а также попробовать выработать новую привычку — будь то экономия средств или достижение целей.

Diem

Британский стартап Diem борется с чрезмерным потреблением, соединяя в себе функции банка, комиссионного магазина и ломбарда. Сервис позволяет обменивать ненужные вещи на денежные переводы: пользователь загружает информацию о предмете, от которого хочет избавиться, а платформа оценивает и покупает товар. Продавец автоматически получает зачисления на счет, после чего отправляет б/у-товары в штаб-квартиру компании. Diem с помощью машинного обучения анализирует популярные маркетплейсы вроде eBay, а затем выбирает, где и по какой цене выгоднее продать товар.

Стартап называет себя банком вещей и обещает «подружить капитализм с устойчивым развитием». Diem предлагает и традиционные банковские услуги, например, дебетовый счет и трансграничные переводы. Но забота об экологии и осознанном потреблении выделяет платформу на фоне конкурентов и привлекает молодую аудиторию — миллениалов и зумеров. Многие из них продают предметы онлайн, но не хотят лично заниматься продажами и доставкой. Банк, который берет эту миссию на себя, упрощает задачу — пользователю остается только сфотографировать вещь и приложить описание, а компания уже берет на себя все остальное.



Технологии. Как и у многих других необанков, у Diem нет банковской лицензии — компания использует Banking-as-a-Service-платформу Railsbank для предоставления финтех-услуг. Компания обрабатывает все заявки от пользователей при помощи алгоритмов на базе машинного обучения, а также использует ИИ для выявления подозрительной активности. В будущем Diem планирует ввести новую модель идентификации пользователей — вполне вероятно, что ставку сделают на блокчейн.

CoinKeeper

«Есть стереотип, что сервисами для учета расходов пользуются те, кому не хватает денег», — отмечает гендиректор CoinKeeper Илья Чернецкий. Однако привычка анализировать траты пригодится всем — неважно, получаете вы 20 000 или 200 000 рублей. В 2011 году, когда текущая команда i-Free Ventures запускала CoinKeeper, сервисов для учета финансов было не так много: кто-то пользовался таблицами в Excel или громоздкими десктопными программами, а некоторые и вовсе отдавали предпочтение аналоговым методам и записывали расходы в блокнот. Культура учета финансов в России еще не сформировалась, и подсчетами занимались единицы.

Команда CoinKeeper решила создать простую мобильную версию с элементами геймификации — для учета трат нужно было перетягивать монетки в категории расходов. Механика отдаленно напоминала Angry Birds — популярную мобильную игру 2010-х.

Благодаря простому и понятному интерфейсу у людей быстрее вырабатывалась привычка: спустя 10 лет сервисом пользовалось уже более 600 тыс. человек. Со временем компания автоматизировала часть процессов — если завести банковскую карту CoinKeeper, все траты с нее будут автоматически распределяться по категориям. Это решает главную проблему сервисов для учета финансов: пользователи не хотят тратить время на внесение расходов, а автоматизация избавляет их от лишней рутины.

Технологии:
CoinKeeper стало одним из первых русскоязычных приложений для учета финансов на рынке. Компания разработала версию для iOS и Android, а со временем запустила веб-версию и специальную модификацию сервиса для смартфонов Huawei и Honor.

Zeta

Вести семейный бюджет в 2020-е проще, чем когда-либо прежде: достаточно завести совместную банковскую карту или открыть накопительный счет. Но на практике все не так просто — не все банки предоставляют услугу совместного счета, к тому же большинство создает продукты для семейных пар. Люди, не связанные браком, обычно пользуются одной картой на двоих, но принадлежит она только одному партнеру.

Сервис Zeta нашел решение проблемы: компания создала приложение, которое помогает парам вести совместный бюджет, делить счета и откладывать деньги на крупные траты. Для этого не нужно открывать отдельную карту в банке: Zeta создает виртуальный счет, на который можно переводить суммы с любого аккаунта.

Стартап занимается не только транзакциями, но и развитием финансовой грамотности: платформа позволяет парам мониторить траты и копить на крупные цели. Zeta также дает рекомендации для пар на разных стадиях отношений и на конкретных примерах показывает, как эффективно вести совместный бюджет. «Невероятно, но большинство пар распадается из-за конфликтов на почве финансов. Мы уверены, что технологии могут решить эту проблемы», — считают разработчики сервиса.

Технологии. Zeta выполняет роль цифровой финтех-надстройки, к которой можно подсоединить карты, выпущенные различными банками. Для защиты данных используется двухфакторная аутентификация и шифрование данных. В основе приложения Zeta лежит мультиплеер-механика: два пользователя получают равный доступ и равные права, что позволяет обоим отслеживать любые изменения и проводить транзакции в режиме реального времени.

«наЛанч»

Еще один проект i-Free Ventures помогает российским компаниям организовывать питание сотрудников и доставку обедов в офисы. «наЛанч» разработал удобную платформу, которая позволяет работодателям управлять компенсацией на еду, осуществлять заказы обедов, а ресторанам увеличивать количество посетителей.

Сотрудникам не нужно получать талоны или стоять в очередях в одну корпоративную столовую — они могут обедать там, где удобно, используя карту с NFC-чипом, и получать приятные бонусы от ресторанов. При необходимости можно организовать снэк-бар в офисе или доставку обедов к рабочему месту. Все операции регистрируются в единой базе, а компания получает детальный отчет и аналитику.



Нишевые финтех-проекты, которые решают точечные финансовые задачи, — один из глобальных трендов. На рынке уже появляются сервисы, которые организуют выплаты стримерам, переводят зарплату таксистам и курьерам, подключают онлайн-чаевые и избавляют предпринимателей от мелких рутинных задач. «наЛанч» тоже предлагает нишевый продукт, но крупным компаниям он может сэкономить немало денег, а главное, времени.

Технологии. «наЛанч» — это сервис, который может быть интегрирован с другими элементами инфраструктуры компании, такими как 1C, SAP, а также с HRIS-системами и системой контроля и управления доступом на базе NFC-карт (например, MiFare).

Goalsetter

Основательница приложения Goalsetter Таня ван Корт на личном опыте узнала, что такое финансовое благополучие и его отсутствие. В начале 2000-х, когда лопнул пузырь доткомов, она потеряла $1 млн. Сервис ван Корт рассчитан на подростков, которые только знакомятся с финансовыми концепциями и развивают свою грамотность в денежных вопросах. Родители переводят на виртуальный счет определенную сумму, которой учится распоряжаться ребенок. Также они могут финансово поощрять детей за прохождение квизов и правильные ответы на вопросы.

Еще одна функция Goalsetter — это развитие целеполагания. Родители заводят специальный счет на цели ребенка, а тот учится откладывать деньги и копить на мечту. Такой подход позволяет семьям экономить до $120 в месяц. Но этим Goalsetter не ограничивается. Приложение учит юных пользователей разбираться в более серьезных финансовых инструментах, например, во вкладах и фондах взаимных инвестиций.

«Недостаточно научить детей тратить, нужно показать им, как аккумулировать капитал», — считают создатели проекта.

Технологии: Goalsetter устроен по принципу классического сервиса для ведения бюджета с функциями EdTech-продукта. Компания предоставляет пользователям дебетовые карты Cashola — их выпуском занимается партнер MetaBank, а также подарочные карты GoalCard, которые помогают откладывать деньги на конкретные цели. С технологической точки зрения новаторство сервиса заключается не столько в его финтех-составляющей, сколько в EdTech-механиках, которые помогают детям от 8 до 18 лет развивать финансовую грамотность.

Zelf

Современный банкинг эволюционировал, и сегодня карту можно открыть дистанционно через приложение. Но почему нельзя открывать счета прямо в мессенджерах за считанные секунды? Такая идея пришла создателям финтех-сервиса Zelf, предназначенного для поколения Z. Компания не стала разрабатывать мобильное приложение — все услуги можно получить в WhatsApp, Viber или Telegram. Буквально за 30 секунд пользователь оформляет виртуальную карту, которую может привязать к Apple Pay и Google Pay. Блогеры и мелкие предприниматели могут также выставлять счета клиентам и формировать QR-коды для оплаты.

Создатели Zelf выбрали мессенджеры в качестве основной платформы продвижения не случайно: 84% экранного времени пользователи смартфонов проводят именно в Viber, Telegram и других сервисах обмена сообщениями. Поэтому команда решила подстроиться под потенциальную аудиторию — и максимально упростить доступ к финансовым услугам. Крупные банки на такое упрощение пока не решаются из соображений безопасности. Но в Zelf считают, что аудитория уже готова к экспериментам: если люди обсуждают в мессенджерах личную жизнь, то и проводить транзакции таким способом они тоже готовы.

Еще один плюс — это сокращение производства пластика, поскольку Zelf выпускает физические карты только по запросу. Да и CO2 вырабатывается меньше, поскольку у компании нет отдельного приложения и она использует уже готовую инфраструктуру.

Технологии. Используя API популярных мессенджеров, разработчики Zelf создали несколько ботов, которые выполняют функции банковского приложения. Пользователь может отдавать голосовые и текстовые команды, а также использовать виджеты. Zelf базируется на Banking-as-a-Service-платформе Treezor, которая обслуживает многие европейские необанки.

«Деньги Вперед»

В большинстве корпораций зарплату сотрудникам переводят по частям два раза в месяц. Такой вариант подходит специалистам, но для временных работников, например, продавцов, официантов или курьеров это не лучший вариант. Из-за высокой ротации персонал часто меняется, и новичкам приходится долго ждать первых выплат. Впрочем, постоянным сотрудникам тоже часто не хватает зарплаты — иногда возникают незапланированные траты, и приходится занимать деньги у друзей, а в худшем случае у МФО.

В США, Европе и Азии с появлением gig-экономики появилась категория финтех-сервисов, которые работают по модели pay on demand. Они переводят работникам суммы по запросу, независимо от дня зарплаты. «Деньги Вперед» — это первый пример такого сервиса в России. По оценкам компании, досрочные платежи сокращают ротацию персонала на 41%, повышает лояльность и мотивацию. При этом работодатель ничего не теряет: все больничные, отгулы и штрафы учитываются при расчете выплат, а процесс устроен максимально прозрачно. Сервис запустился в конце 2019 года, и особенно кстати пришелся в 2020-м, когда многие люди попали под сокращение или потеряли доходы. Аналогичные финтех-проекты появились и в других странах — например, индонезийский сервис GajiGesa переводит зарплату работникам, у которых нет счета в банке.



Технологии. «Деньги Вперед» предоставляет партнерам плагин, который подключается к учетной системе, например, 1C, SAP или Oracle, хотя операции можно проводить и через стандартный личный кабинет. Работодатель переводит деньги на номинальный счет, а платформа предоставляет их сотрудникам по запросу. Формально компания работает как оператор персональных данных, а все операции проводит только после заключения партнерского соглашения.

Millions

На первый взгляд, концепция стартапа выглядит подозрительно: компания раздает случайным пользователям деньги, устраивая подобие лотерей в Twitter. Однако Millions не вводит людей в заблуждение: им действительно выплачивают вознаграждения в обмен на внимание. Таким способом бренд собирает аудиторию. Вместо того, чтобы покупать рекламу на платформах Instagram и Facebook, стартап продвигается таким нестандартным методом. Компания не скрывает, что готовит к запуску новый продукт — банковскую карту MyCard, которая будет поощрять клиентов за транзакции. А пока создатели сервиса дают людям две вещи, которые особенно нужны в 2021-м, а именно деньги и надежду.

«Мы поднимаем настроение, развлекаем, люди с нетерпением ждут розыгрышей. Это очень вдохновляет», — отмечают авторы проекта.

В отличие от других сомнительных розыгрышей в соцсетях, Millions не гарантирует выплат и не взимает денег с участников. Единственное требование — это подписка на бренд в соцсетях. То есть вместо того, чтобы тратиться на рекламу и продвижение, компания переводит деньги подписчикам. Инвесторы такой подход уже оценили — недавно Millions привлекла $3 млн на посевном раунде.

Технологии. Проект Millions — это нечто среднее между лотерей и благотворительной акцией. С точки зрения технологий проект устроен довольно просто, так что новаторский подход компании выражается не в программном обеспечении, а в маркетинговой стратегии.

Функционал финтех-помощников расширяется, делая денежные транзакции менее бездушными и наполняя условную зарплату мечтами и целями. Через мобильные приложения стартапы формируют новую поведенческую культуру у своих пользователей, начиная с детства.

Tags: технологии, финансы
Subscribe

Posts from This Journal “финансы” Tag

promo luckyea77 november 4, 21:52 4
Buy for 10 tokens
В прошлом посте " Эпоха интеллекта" я публиковал эссе генерального директора OpenAI Сэма Альтмана. В нем Альтман пишет, что мы можем представить себе возможности создавать любое программное обеспечение, которое только можно представить, и многое другое. Недавно я с помощью нейросети создал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments