luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Что такое BigTech и чем он отличается от FinTech



Можно ли говорить о цифровом диктате BigTech и можно ли ему противостоять? Что ждет традиционные банки? Какие новые финансовые услуги могут появиться у компаний из сектора BigTech, которых нет у банков? Как BigTech в целом может изменить финансовый рынок? И, наконец, к кому лучше идти финтех-стартапам за инвестициями — к банкам или BigTech-компаниями? Обо всем этом мы поговорили с принципалом венчурного фонда Fort Ross Ventures Егором Абрамовым.

— Что такое BigTech и чем он отличается от FinTech?

— FinTech-компании в общем смысле — это все, что связано с финансами. Для целей нашего разговора я предлагаю это определение сузить и говорить о компаниях, которые напрямую конкурируют с банками за их клиентов. Тех же, кто предоставляет услуги самим банкам, мы рассматривать не будем.

FinTech-компании — это, например, сервис для P2P кредитования LendingClub, американский нео-банк Chime или сервис для онлайн-платежей Stripe. Все они конкурируют с банками за клиентов — по кредитным услугам, платежам или же по широкой линейке продуктов.

В свою очередь BigTech — это технологические компании, которые строят свои экосистемы. Например — Amazon, Microsoft, Google, Alibaba, Tencent и так далее. Про них, вроде бы, все понятно.

— Что ждет традиционные банки и стоит ли им бояться конкуренции?

— Ты знаешь, разговоры о том, что банки на ладан дышат, начались давно, хотя до сих пор они были и остаются достаточно конкурентноспособными. Например, в 1994 году Билл Гейтс написал в своей статье для Newsweek знаменитую фразу: «Банки — это динозавры. Мы легко их обойдём». Он, конечно, имел в виду Microsoft и другие технологические компании.

Но с тех пор активы мировой банковской системы выросли в 4 раза, хотя число банков сократилось почти в 2 раза. Не похоже на то, что происходит с вымирающим видом, правда?

На самом деле, я думаю, что все еще впереди. И нам недолго осталось ждать того, о чем говорил Билл Гейтс. И я убежден, что угроза банкам исходит прежде всего от BigTech — крупных технологических экосистем.

— Можно ли говорить о цифровом диктате BigTech?

— Абсолютно. BigTech-компании обладают тремя, на мой взгляд, важнейшими активами, которые позволяют мне так уверенно говорить.

Во-первых, это данные. Современные технологические компании выросли из разных отраслей, но в основном их объединяет одно — их изначальный бизнес связан с куплей-продажей B2C товаров и услуг. Будь то электронная коммерция, телекоммуникации или поиск и реклама. Поэтому BigTech-фирмы обладают этим огромным багажом знаний про коммерческие предпочтения своих клиентов — ни у кого таких данных больше нет ни по типу, ни по объему.

Во-вторых, BigTech-фирмы не просто обладают данными, а еще и умеют эти данные анализировать. Они инвестировали в аналитику очень много денег и сил, они имеют огромный массив данных — и поэтому лучше, чем кто бы то ни было, настроили свои алгоритмы и процессы.

В-третьих, это огромный ресурс, выраженный в деньгах и талантах. Основные бизнесы BigTech — это чаще всего так называемый «Cash cow», обеспечивающий им большой поток денег. А их репутация и бренд позволяют привлекать лучших людей за большие деньги. Мало кто может с ними в этом соперничать.

— Зачем технологические гиганты выходят на рынок финансовых услуг?

— Это прежде всего вопрос дополнительной монетизации своей аудитории. Например, Amazon видит, что их продавец каждый день продает на $1 млн товаров через их маркетплейс и финансирует свой оборотный капитал в банках. Тогда Amazon задумывается — а зачем отдавать этот бизнес кому-то, если мы сами можем легко это сделать и заработать даже больше, чем банки, потому что мы гораздо лучше знаем наших продавцов и держим руку на пульсе.

Кроме того, это способ увеличить лояльность своей аудитории и привлечь новых клиентов. Допустим, если вы переведете 70%+ своего оборота на платформу Alibaba и это даст вам доступ к их супердешевым кредитам с решением за 5 минут, то для вас это очень хорошая причина так сделать.

— Какие финансовые услуги будут появляться у BigTech?

— Откройте сайт любого универсального банка и посмотрите на их продуктовое предложение. Вот это все: счета, платежи, вклады, кредиты — как для бизнеса, так и для физлиц.

Посмотрите на Amazon — в США из топ-5 BigTech-компаний (FAMGA) у них наиболее развитая финансовая экосистема. У Amazon есть платежная система Amazon Pay, система счетов со снятием наличности в офлайн-ритейле Amazon Cash, кредиты для бизнеса Amazon Lending, страхование Amazon Protect и так далее.

Или посмотрите на ту же Alibaba — в КНР вообще финансовые экосистемы развиты гораздо лучше, чем в США. У них есть платежная система Alipay с более чем 700 млн пользователей. У них есть необанк с 50 млн пользователей. Они управляют фондом денежного рынка (money market) со $150 млрд под управлением. А у Tencent (изначально игровой компании) есть WeChat, который вообще во многом заменил китайцам банковскую систему.

— В чем у BigTech конкурентное преимущество перед банками?

— Их несколько, про большинство мы уже успели поговорить. Вообще, можно, наверное, развернуть их с точки зрения слабых сторон банка.

Первое — это регулирование. Банк — достаточно хрупкая структура, может рухнуть под набегом вкладчиков. Для того, чтобы этого не произошло, банки очень серьезно регулируются государством. Для них это дорого, снижает их гибкость и сокращает возможные темпы их роста. Хотя BigTech-компаниям и не удастся избежать этого регулирования, но поскольку для них финансовые услуги — это лишь небольшая часть бизнеса, им будет гораздо проще справиться с этой нагрузкой.

Второе — это устаревшее ПО. Часто банки — это компании с длинной историей, она важна для создания репутации устойчивых организаций. И действительно — многим из них 20-30 и более лет. За это время банки обрастают огромным числом различных программных продуктов, созданных внутри и полученных в результате сделок по покупке других банков. Зачастую часть систем написаны на «мертвых» языках программирования. Этим очень сложно и дорого управлять.

Наконец, банки — это не просто зарегулированные, но и крупные забюрократизированные организации. Решения принимаются долго и тяжело, под запросы клиентов подстраиваться сложно. Нанимать лучшие таланты, лучших программистов или дата-сайентистов зачастую возможно только за счет завышенных зарплат — и все равно мало кто из молодежи рвется там работать.

Как вы понимаете, у BigTech, которые являются топовыми технологическими компаниями, таких проблем нет. Вот это и выделяет их перед банками — вкупе с тем, о чем говорили раньше — трафик, данные, умение эти данные анализировать и ресурсы, позволяющие все это оплатить.

— Необходимо ли регулирование BigTech?

— Прежде всего необходимо регулирование отдельных типов бизнеса. Например, банковский бизнес — он может рухнуть, что приведет к тому, что тысячи людей потеряют деньги, а это — социальная проблема, которую регуляторы хотят избежать. Поэтому надо регулировать. Платежи и счета — потому что они могут использоваться для целей отмывания денег или финансирования криминала. Надо регулировать и проверять.

Конечно, технологические компании с их экосистемами притягивают пристальное внимание антимонопольных органов, что совершенно нормально. И регулировать это становится все труднее. Уверен, в будущем, мы увидим ужесточение законодательства в этом плане во многих странах.

— BigTech в России: что это за компании?

— Это, во-первых, собственно технологические компании: Яндекс, Mail, Ozon. Очевидно, они похожи на компании из американского списка FAMGA.

Кроме того, это выходцы из нетехнологических сфер, кто строит экосистемы: Сбер, Тинькофф, МТС. Список со временем будет только расти.

— Как BigTech изменит FinTech-рынок в России и США?

— Они не меняют FinTech-рынок как таковой. BigTech желают предоставлять финансовые услуги, которые являются для них неключевыми. Это можно делать тремя способами — развивать внутри, покупать другие бизнесы либо заключать партнерства с другими бизнесами. И BigTech-компании используют все три стратегии.

Они могут пользоваться услугами FinTech-компаний — тех, которые продают свой продукт банкам и другим финансовым организациям (тут мы отходим от определения FinTech для нашей беседы). Например, Apple запустил в США свою кредитную карту в партнёрстве с необанком Marcus, созданным на деньги Goldman Sachs.

Кроме того, они могут покупать FinTech-компании и уже сами предоставлять их продукты. Тот же Amazon в разные годы покупал такие FinTech-стартапы, как Payfort, Emvantage, Tapzo. В этом смысле интерес BigTech к финансовым инновациям подогревает и разгоняет рынок FinTech.

— К кому идти FinTech-стартапам: банкам или BigTech?

— И к тем, и к другим. Свои продукты можно продавать в оба лагеря. А если вы конкурируете с банками за клиентов — то BigTech вполне может вас купить. С одной стороны, у технологических компаний и экосистем гораздо больше ресурсов чем у банков, они могут заплатить больше. Но они и менее зависят от ваших инноваций — могут сами их воспроизвести, вопрос времени, денег и желания. Поэтому всегда лучше получать предложения от обеих сторон, а потом уже выбирать.

Tags: интервью, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo luckyea77 декабрь 30, 2020 15:00 11
Buy for 10 tokens
По этой ссылке (или этой) можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Английские, немецкие, французские, испанские, португальские, ни­дер­ландские, итальянские слова - Язык программирования JavaScript…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments