luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Борьба с одиночеством: как люди дружат с ИИ и даже женятся на цифровых аватарах



По результатам проведенного в 2019 году исследования компании Just AI, 50 млн россиян пользуются голосовыми помощниками. А по данным агентства Mindshare, цифра даже выше: 59,4 млн человек только в группе 18–55 лет. В США без голосовых помощников уже не обходятся почти 70% населения. Проникновение технологии усиливается, ИИ совершенствуется, и отношение к нему меняется. Голосовой помощник перестает быть только инструментом для выполнения команд. Новый тренд — борьба с одиночеством с помощью технологий. Где он берет начало, способен ли ИИ заменить друга и как он помогает бороться с социальными расстройствами, рассказывает Оля Осокина, основатель HealthTech-компании AIBY.

Как меняются взаимоотношения с ИИ

Объем рынка технологий по распознаванию голоса и речи, по данным Meticulous Research, превысит $26 млрд к 2025 году. Сегодня индустрия делится:

  • по сегментам применения — распознавание речи и голоса;
  • по направлению — B2C- и B2B-задачи;
  • по конечному пользователю — автомобили, HealthСare, образование, государственный сектор и вооруженные силы, ритейл, e-commerce, LegalTech, банки, финтех и страхование;
  • по технологии — с применением ИИ и без него.


  • Самый большой сегмент приходится на распознавание речи: те самые B2C голосовые помощники, от которых пользователи уже ожидают не только выполнения команд, но и дружбы.

    Тон взаимоотношениям с технологиями и ИИ задает лидер в этом сегменте — Япония. Здесь уже давно воспринимают условных роботов-пылесосов как домашних животных и дружелюбных собеседников, искренне благодарят голосовых помощников за выполненную задачу. Больше 10% молодых японцев влюбляются в виртуальных героинь. Но даже для Японии свадьба мужчины с голограммой киберзнаменитости Хацунэ Мику (устройство Gatebox от японского стартапа Vinclu — «Хайтек») стала резонансной. Счастливый молодожен рассказал, что цифровая любовь излечила его от депрессии, вернула к работе и социуму. История перевернула рынок голосовых помощников и заодно помогла продать Gatebox 3,7 тыс. аналогичных брачных свидетельств в 2019 году. До истории с уникальной «свадьбой» люди воспринимали технологию speech recognition как своего секретаря, которому можно дать задание и все. После истории с Хацуну Мику начался бум социализации человека, а восприятие голосового помощника стало происходить в том числе через чувства и эмоции.



    Siri от Apple, Google Home, Amazon Alexa или «Алиса» от «Яндекса» могут выполнять определенные задачи, но не способны по-настоящему поддержать нас. Когда мы говорим о взаимосвязи робота и человека, речь идет не о коротких встречах с ИИ. Положительные эмоции, смысл, чувство достижения, отношения — все это чрезвычайно важно. То, что есть спрос на такие решения, и его не удовлетворяют Siri и Alexa, показало исследование 2016 года: люди делились с голосовыми помощниками проблемами (например, рассказывали об изнасиловании), но в ответ получали сухое «Я не знаю, что вы имеете в виду». Потребители хотят видеть ИИ, который может понимать их как людей и обращаться соответствующе. Это требует появления новых технологий на рынке.

    Как стартапы борются с одиночеством пользователей

    Технологичные решения в этом сегменте активно появляются за рубежом и в России. Например, индийский стартап gnani.ai создает механизм преобразования речи в текст, который декодирует сказанное и расшифровывает на английском и нескольких индийских языках. Движок также обнаруживает диалекты и отделяет агентов от клиентов. Машинный алгоритм измеряет настроение. Последнее — ключевая особенность проекта, превращающая ИИ в «друга», а не просто в инструмент для распознавания диалектов. В 2019 году gnani.ai стал одним из четырех индийских стартапов, в которые инвестировал Samsung Ventures. Объем привлеченных средств не раскрывается. Основатель gnani.ai уверен, что голосовые технологии помогут 300 млн индийцев в сельских районах перейти на цифровые технологии. И это первый этап на пути к тесному взаимодействию человека и машины.

    Стартап из Южной Кореи Speak создает приложение для смартфонов на основе искусственного интеллекта, которое становится индивидуальным репетитором по разговорному английскому языку. Используя распознавание голоса, программа анализирует речь и обеспечивает мгновенную обратную связь, позволяя человеку более эффективно практиковать язык по сравнению с традиционными методиками обучения. Да, это не друг, а учитель, но сама технология уникальна в распознавании речи и обратной связи. В конечном счете ее можно расширить до «старшего друга» с советами по жизненным ситуациям.

    Но некоторые решения становятся помощником не только для одиноких, но и для тех, кому просто нужен хороший советник. Стартап Notable использует ИИ для автоматизации и оцифровки каждого взаимодействия врача с пациентом. Алгоритм занимается записью посещений пациентов и обновлением электронных медицинских карт. Для этого применяется технология, использующая обработку естественного языка и распознавание голоса. Решение от Notable может стать лучшим другом для пожилых людей. Приложение может использоваться на носимых устройствах — например, на Apple Watch.

    А проект Mitsuku предложил разговорного чат-бота, который Google AI Research назвали одним из лучших в мире. О стартапе и его продукте писали NY Times, BBC, Guardian и другие крупные зарубежные СМИ. Mitsuku неоднократно выигрывал премию Лебнера за самого «человечного» бота. Работа над ним длилась 13 лет, с нуля были написаны 350 тыс. строк кода. Общение происходит на английском языке.



    Российские проекты решают еще более сложную задачу: учат ИИ говорить по-русски. Синтез русского языка не математический, поэтому это более сложная задача. Тем не менее, стартапы на отечественном рынке возникают и растут не менее активно, чем на зарубежном. Например, проект Avatar предлагает учебный симулятор для более эффективного развития навыков межличностного общения вербальными и невербальными средствами. Взаимодействие происходит в режиме реального времени через виртуальную ролевую игру. Платформа предназначена для обучения персонала для бизнеса, умеет распознавать эмоции и уровень стресса, способна помочь отточить методы коммуникации с раздражающим человеком или работу в команде.

    А стартап Replika, основанный российскими предпринимателями в Сан-Франциско, реализовал идею ИИ-собеседника для безопасного выражения чувств и эмоций в персональной беседе с аватаром. Платформа становится местом, где можно смело делиться мыслями, переживаниями, воспоминаниями, мечтами, идеями, не боясь осуждения, насмешки или других негативных реакций. В каком-то смысле человек общается с самим собой, со своим цифровым близнецом. Это становится возможным благодаря нейросети, анализирующей большие объемы текстовых сообщений «оригинала» — пользователя. Похожее технологическое решение предлагает стартап Elomia и французский стартап LIA, создавший ИИ-персонажа, с которым можно поговорить на любые темы.

    Есть и более интересные решения — российский стартап Local friend.ai предлагает виртуальные экскурсии с чат-ботом в Facebook: для тех, кто не может найти спутника на прогулки или выбраться из дома по каким-то причинам. Это не просто маршрут по достопримечательностям, но и визиты в самые уютные кафе, инстаграмные локации с идеальным фоном для селфи и места, недоступные остальным. Практически обычная прогулка с хорошим другом, только на экране. Пока готов только маршрут по Москве, но в ближайших планах — Барселона, Тель-Авив, Нью-Йорк.

    Преимущества и опасности чрезмерного общения с ИИ-аватарами

    История японца, женившегося на голограмме, показывает главный плюс во взаимодействии с ИИ-другом: он не обесценивает и не критикует, тем самым позволяя получить спокойствие и уверенность, которые были потеряны в общении с людьми. Для тех, кто подвергается травле, унижениям, оскорблениям и другим нападкам со стороны общества, цифровые аватары становятся «спасением» и единственной возможностью для полноценного общения. Даже если оно не слишком живое. Помимо этого, ИИ-друг всегда разделяет интересы пользователя, соглашается с ним и не создает серьезных конфликтов.

    Другое важное преимущество такого собеседника и друга — он всегда доступен и у него нет неудобного времени для общения. Это делает его не только прекрасным вариантом психологической поддержки для одиноких людей, но и спасением для пожилых, оставшихся без внимания или получающих его в минимальном количестве. Искусственный интеллект может наблюдать за ними 24/7 и сообщать близким о любых изменениях (или ухудшениях) состояния.

    Правда, идея активного общения с ИИ-аватарами не лишена недостатков. Во-первых, человек, который постоянно взаимодействует только с компьютером, испытывает затруднения с дальнейшей социализацией. Он привыкает к удобной модели коммуникации с технологией, которая достаточно предсказуема (делает так, как запрограммирована), и забывает об особенностях живых людей. Теряется адекватное восприятие живых собеседников с естественными реакциями и собственными интересами. Результатом этого могут стать психические расстройства личности: в частности развивается безэмоциональная модель поведения. К подобным нарушениям приводит не только избыточное общение с ИИ-аватаром, но и возможная замкнутость и игнорирование внешнего мира и социума в целом.

    Будущее тренда и перспективы

    Развитие технологии распознавания речи для борьбы с социальными расстройствами и одиночеством открывает возможности для различных проектов. Например, социальные роботы способны помочь стареющим людям жить более интересной жизнью. К 2050 году каждый пятый человек в мире достигнет отметки в 65 лет. В домах престарелых роботы могут привлекать пожилых людей для развития социальных связей с другими жителями дома, в то время, когда хроническое одиночество является эпидемией с куда более значительными рисками для здоровья, нежели риски от связи с роботом. Учитывая, что популяция пожилых людей растет, а персонал по уходу сокращается, ИИ с социальным и эмоциональным интеллектом могут заполнить этот пробел через расширение наших человеческих возможностей.

    Будут появляться и социальные решения для детей. Ребенок учится лучше всего, когда ему уделяют индивидуальное внимание. Однако с учетом переполненных классов этого добиться практически невозможно. В такой ситуации социальный робот может заменить учителя-человека. Так уже делает Tega, который может рассказывать истории и начинать самостоятельно беседу (не только отвечать на вопросы), тестировать и расширять словарный запас детей. Благодаря технологии face recognition робот записывает реакции и даже соответствующим образом реагирует на их поведение. Он действует больше как сверстник, чем как учитель, подбадривая учеников детским голосом, и становится им другом.

    Множество исследований доказывают, что роботы, обладающие эмоциональным интеллектом, взаимодействуют и общаются с людьми в правилах алгоритма, ориентированных на человека, благодаря чему создают эмоциональные связи и гораздо более эффективны в поддержке людей, чем прошлые технологии. Эмоциональный ИИ — это не просто инструмент, который мы используем, а уже чуткий слушатель и, как следствие, кто знает, может, и ваш друг.

    Источник

    Tags: искусственный интеллект
    Subscribe

    Posts from This Journal “искусственный интеллект” Tag

    promo luckyea77 декабрь 30, 15:00 8
    Buy for 10 tokens
    По этой ссылке (или этой) можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Электробезопасность - Основы промышленной безопасности А.1 - Специальные требования промышленной безопасности: Б 9.31.…
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 1 comment