luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Что такое HR Tech, и как искусственный интеллект меняет управление кадрами



Автоматизация работы с кадрами началась задолго до пандемии и стала заметным трендом несколько лет назад. Коронавирус только ускорил переход HR от прежнего формата к новому — HR Tech. О том, в чем ключевые отличия, и какие возможности открывают новые технологии, рассказал Кирилл Храмцов, сооснователь Univertus.

Кирилл Храмцов — один из ведущих в России экспертов в области развития профессиональных компетенций. Больше 10 лет занимался обучением и развитием персонала в компании «Северсталь». С 2019 года сооснователь и директор по методологии компании Univertus. Член отраслевого совета Национального агентства развития квалификаций в горно-металлургическом комплексе РФ.

Рынок HR Tech

— Мировой рынок HR Tech непрерывно растет: появляются новые технологии, которые делают прежние процессы удобнее и эффективнее. С чем это связано? Помогла пандемия или тенденция началась раньше?

— HR Tech появился не вчера. Еще в 2018 году аналитики McKinsey отмечали, что больше половины задач HR можно автоматизировать с помощью современных технологий. Масштабный проект на стыке HR и IT в «Северстали», в котором я принимал участие, стартовал в 2011 году. Многие теоретические основы этого тренда и будущих технологий были заложены еще раньше.

Тем не менее, пандемия действительно ускорила процесс модернизации HR. Самое очевидное проявление — масштабный переход бизнеса к удаленной работе. Очень масштабное явление, которое в меньшей степени затронуло промышленные предприятия, но несомненно оказало влияние на модернизацию управления кадрами в целом.

Прямое следствие «удаленки» — бурный рост онлайн-сервисов автоматизации бизнес-процессов. Собеседования по видеочату окончательно перестали быть экзотикой. Передача документов в электронном виде тоже. Личные встречи нужны по-прежнему, их значение даже выросло благодаря искусственному дефициту общения, с которым мы все столкнулись. Но теперь можно дозировать онлайн и офлайн.

В том числе и особенно это касается обучения. Оно тоже выросло, и речь в первую очередь об онлайн-обучении, но тут важна не только техническая часть. Изменения гораздо глубже, чем простой переход от бумаг к файлам и от классов к онлайну. Сейчас на первый план выходит непрерывное обучение. В отличие от прежней концепции дипломов и тестов, сейчас важно развитие конкретных компетенций.

На уровне менеджмента тот же тренд проявился в переходе от KPI к OKR. То есть от единичных, разовых показателей успеха к системному наращиванию производительности. Пожалуй, именно так выглядит главный, тектонический сдвиг. Его прямые следствия можно заметить по самым разным векторам — в рекрутинге, адаптации, обучении, мотивации сотрудников.

— Как вы оцениваете сегментацию HR Tech, и есть ли разница на мировом и российском рынке?

— Есть давно известные сегменты. Такие как подбор персонала, управление и развитие, оценка, обучение сотрудников, мотивация и вовлеченность, поддержка внутренних процессов. Такие сферы, как подбор персонала и поддержка внутренних процессов насчитывают много решений, эти ниши давно перенасыщены даже в России. Однако сервисы управления развитием персонала, которые бы охватывали весь цикл управления результативностью сотрудников, единичны.

В Univertus мы связали все процессы в единую систему, которая:

ставит цели сотруднику;
определяет необходимый набор компетенций, требующийся для выполнения целей, автоматизируя разработку моделей компетенций;
оценивает текущий уровень компетенций сотрудника, определяя разрыв между целевым уровнем компетенций и текущим;
составляет индивидуальный план развития сотрудника и оценивает стоимость инвестиций в обучение для достижения целевого уровня развития компетенций;
оценивает эффективность обучения;
показывает влияние обучения на результативность сотрудника.

Мы утверждаем, что построили именно системный подход к обучению и развитию сотрудников, так как он позволяет отвечать на вопрос: «Сколько компания должна инвестировать в обучение и развитие сотрудников, чтобы достигнуть поставленных целей».

Приведу пример из практики крупнейшей промышленной компании России. Была разработаны модели профессиональных компетенций и проведена оценка, по результатам которой был получен факт оценки, но не понятны дальнейшие шаги. Со стороны бизнеса возник вопрос, и что же делать с этой оценкой. То есть в процессе управления и развития персонала был автоматизирован только один элемент, который в итоге не давал никаких результатов, а в дальнейшем только демотивировал сотрудников, прошедших оценку.

Как работает Univertus

— Одним из приоритетных HR-направлений сейчас является развитие персонала. Вы с Univertus как раз оказались в этой нише. Расскажите, как вы решили создать интеллектуальную систему управления, развития и оценки результативности сотрудников?

— Для меня все началось с проекта трансформации «Северстали» в 2014 году. Мы занимались выстраиванием системы планирования потребностей в обучении и развитии, а также системы оценки компетенций сотрудников. Звучит очень похоже на то, что сейчас реализовано в Univertus, но как раз автоматизировать процесс тогда не получилось. Ручное внесение данных не давало вовлечь руководителей, матрицу навыков сложно было актуализировать. Фактически, тогда я скорее осознал потребность, чем нашел решение.

Следующий проект назывался «Развитие и мотивация в ремонтном сегменте». В этот раз автоматизация была значительно глубже, на уровне планирования потребностей в обучении. Система экономила время руководителей, бюджеты на обучение, ускоряла получение результатов. С 2015 года она была тиражирована на все подразделения «Северстали». Однако самые трудоемкие процессы оставались ручными.

Разработку матриц навыков, моделей компетенций и инструментов оценки получилось реализовать в полной мере только в Univertus. Компания была создана в 2019 году, совместно с моим партнером, Еленой Абашкиной. То что мы сейчас делаем, стало логичным развитием прошлого опыта — как моего, так и ее.

— В чем суть Univertus, назовите ее ключевые отличия и преимущества от других решений HR Tech.

— Интеллектуальная система Univertus отличается от других решений в сфере HR Tech комплексным подходом к процессам управления и развития персонала и обеспечить быстрый процесс цифровой трансформации. Это позволяют осуществить внедрение технологий и реализовать функции, лежащие в ее основе:

мониторинг текущего состояния организации,
прогнозирование и моделирование возможных будущих состояний,
помощь в принятии управленческих решений.

Параллельно решаются задачи прямой работы с персоналом: обучение, развитие и оценка его результативности, формирование карьерного трека сотрудника, повышение мотивации и уровня вовлеченности в работу.

При этом система предполагает тесную интеграцию с уже имеющимися на предприятиях ERP и другими информационными системами, что позволит ускорить процессы внедрения и получить первые результаты достаточно быстро.

Univertus фиксирует более 300 разных параметров, формируя цифровые профили сотрудников. Это BigData, те самые большие данные. Они получаются изо всех доступных источников — записи ERP и LMS-систем, действия сотрудников в системе, программах, приложениях. Важно заметить, что получение информации происходит в основном автоматически, а значит быстро и без ошибок ввода.

Наша аналитика включает элементы искусственного интеллекта. Решение строит прогнозы, дает рекомендации, даже объясняет, аргументирует их. Таким образом, руководители получают не просто выводы, а полноценную развернутую аналитику. И сотрудники тоже, каждый в пределах своей роли и по личному карьерному плану.

Внедрение системы Univertus позволяет предприятиям:

повысить эффективность труда;
оптимизировать расходы на персонал;
осуществлять работу в условиях дефицита кадров;
оптимизировать бизнес-процессы предприятия с учетом доступных человеческих ресурсов;
повышать эффективность использования внутренних резервов, развивать команду и возможности каждого сотрудника;
своевременно реагировать на инциденты и ситуации, обусловленные «человеческим фактором»;
выявлять лидеров и привлекать лучших специалистов с рынка труда.

Конечным результатом использования подобных решений будет выполнение компанией поставленных целей с использованием оптимального количества ресурсов.

— Что такое предиктивная аналитика в HR, как она реализована в Univertus и какие конкретно результаты дает?

— Univertus моделирует различные ситуации. Можно заранее проверять, к каким результатам вероятнее приведет то или иное управленческое решение. Например, так можно оценивать перспективы изменения условий оплаты труда, ротации кадров, повышений, взысканий. Проверка гипотез в электронном виде гораздо лучше, чем на живых людях в рамках работающей организации.

Система, используя алгоритмы искусственного интеллекта не просто дает прогнозы, а аргументирует свои выводы, предоставляя объемную картину. Например, может привести динамику цифр по снижению эффективности работы сотрудника, участившиеся случаи нарушений техники безопасности и снижение вовлеченности. На основании чего рекомендуется протестировать на удовлетворенность работой и условиями труда. Или провести дополнительное обучение, выполнить другие действия. Получая такие заключения, руководителю гораздо проще принять верные, взвешенные решения — причем своевременно, даже упреждающе.

Люди эмоциональны, микроклимат в коллективе зависит от единичных случаев. Как в плане негатива, так и позитива тоже. Действуя оптимальным образом, можно сплотить коллектив, повысить лояльность, мотивировать.

Сотрудники тоже получают пользу от взаимодействия с Univertus, поскольку прозрачная система с обратной связью помогает им расти профессионально. Наглядное понимание взаимосвязи компетенций и своего места на карьерной лестнице служит долгосрочной мотивацией для обучения. Еще одно решение, которого так не хватало HR в прошлом.

Экономика и планы

— Как выглядит окупаемость Univertus для заказчиков, и есть ли уже коммерческие результаты, которые показывают эффективность подхода?

— Первые пилотные внедрения в 2020–2021 годах у наших индустриальных партнеров показали, что снижается число ошибок в управлении персоналом, а также растет число достигнутых корпоративных целей.

Могу назвать несколько цифр:

В среднем на 20-30% больше достигнутых бизнес-целей
На 20-30% повышение мотивации и уровня вовлеченности сотрудников
До 70% выше качество планирования обучения и развитие сотрудников
В среднем на 40% повышается эффективность использования бюджета на обучение и развитие.

Кроме того, если судить не по системным результатам, а на примере конкретных задач — разработка модели профессиональных компетенций для одного функционального направления раньше занимала около полугода и обходилась примерно в 5 млн рублей. Univertus делает такое автоматически за несколько часов. Наша система представляет решения следующего поколения, ее некорректно сравнивать с продуктами, которые были на рынке раньше.

В настоящее время идет проект внедрения Univertus в крупной металлургической компании. Это ведущий налогоплательщик Казахстана с 60 тысячами сотрудников. Совсем скоро у нас будут развернутые доказательства эффективности на больших объемах, в том числе экономические.

— Как вы считаете, может ли компетентностный подход стать межотраслевой историей? Или есть отрасли, которые не смогут внедрить такую систему?

— Мы не только не видим ограничений в применении компетентностного подхода, а считаем его абсолютно универсальным и фундаментальным для любой отрасли. Приведу результаты одного эксперимента. Задачей эксперимента было проверить, могут ли бизнес-инструменты работать в повседневной жизни. Мы собрали группу экспертов-психологов и разработали модель компетенций родителей. Под эту модель разработали инструменты оценки — тесты — и провели пилотное тестирование родителей детей разных возрастных групп. По итогам оценки мы предоставили родителям отчеты, в которых были указаны их области развития. И далее провели обучение по развитию необходимых компетенций родителей. Родители, участвовавшие в пилоте, очень позитивно отреагировали на результаты эксперимента, так как, по их словам, в итоге у них улучшилось взаимоотношение с детьми. Этот эксперимент доказал, что инструменты компетентностного подхода можно и нужно использовать в любой сфере деятельности.

— Какие у вас глобальные планы? Планируете ли выйти на международный рынок?

— Мы ориентируемся как на российский рынок, так и на зарубежные. По оценке агентства Grand View Research мировой объем рынка HR Tech к 2025 году достигнет $30 млрд. Наша оценка, что HR Tech сегмента управления и развития персоналом в России к 2025 году вырастет до 5 млрд руб. Возможно, это еще скромная оценка. Мы ведь стоим только в самом начале большого нового супер-тренда.

Univertus стартовал в Казахстане. Мы также видим интерес со стороны российских компаний, и будем продолжать работу в России. Кроме того, собираемся выходить на Азиатский рынок. Он динамично растет, и по нашей оценке там большие возможности для решений в сфере HR-Tech.

Сейчас мы завершаем разработку всех модулей продукта, добавляем новые. У Univertus нет прямых конкурентов на российском рынке, поэтому соперничаем сами с собой. Стали резидентом Сколково, продолжаем развивать инновации. Внедрения безусловно принесут новые вызовы и вопросы. Мы к ним готовы.

Справка о компании

Компанию Univertus основали в 2019 году Кирилл Храмцов и Елена Абашкина. Главный продукт Univertus — комплексная система управления и развития персонала, которая базируется на цифровых двойниках сотрудников. Полуавтоматический сбор данных и их анализ с помощью искусственного интеллекта позволяет строить прогнозы для принятия эффективных кадровых решений. Первым клиентом Univertus стала крупная металлургическая компания в Казахстане.

Tags: интервью, искусственный интеллект, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo luckyea77 декабрь 30, 15:00 8
Buy for 10 tokens
По этой ссылке (или этой) можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Электробезопасность - Основы промышленной безопасности А.1 - Специальные требования промышленной безопасности: Б 9.31.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments