luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Говорящая выставка и искусство на жестовом языке: как музеи делают культуру доступной



Компании и онлайн-сервисы теряют до 70% потенциальных клиентов, это люди с особыми потребностями — на них просто не обращают внимание. Но Россия неожиданно стала инноватором в этой области — у нас уже есть несколько примеров инклюзивных технологий, особенно в сфере культуры. Об этом рассказывает основатель компании по разработке цифровых платформенных решений Trinity Monsters Мик Вайсман.

Цифровизация открыла сервисы для новой аудитории. Раньше о них не думали

Бизнес в Великобритании теряет 2 млрд фунтов в месяц, потому что игнорирует потребности людей с инвалидностью. Это проявляется во многих сферах: 73% потенциальных клиентов не могут полноценно пользоваться четвертью сайтов. Миллионы людей до сих пор не могут пользоваться мышью, аудио- или визуальным контентом. Музеи и другие общественные места недоступны людям с ментальной инвалидностью из-за стигматизации и социальной изолированности.

Мировая тема инклюзивных технологий только зарождается, но в ее формировании уже есть лидер — это MuseumTech. Цифровые инклюзивные решения из России можно считать первыми в мире, именно они задают тренд на интеграцию созидательных технологий.




MuseumTech в России показывает уверенный рост, расширяя цифровые возможности. Согласно исследованию Vinci Research, доходы музеев с платных услуг выросли до 17,7 млрд рублей с 2012 года.

Мы выяснили, какие инклюзивные технологии уже внедрили в ведущих российских музеях, и разобрались в особенностях их digital-разработки.

Пионеры инклюзивных технологий в России

«Музей на РЖЯ — детям» — музей современного искусства «Гараж»

Это первый в России словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке для детей. «Музей на РЖЯ — детям» — обучающее приложение с видео и иллюстрациями, из которого дети узнают не только о музее «Гараж», но и о мире искусства в целом. Приложение получило оценку 5,0 на iOS, а студии мобильных приложений Trinity Monsters присудили Гран-при премии лучших приложений Рунета «Золотое приложение — 2020».



Отсканированные 3D-модели в Государственном Дарвиновском музее

Для тех, кто не может прийти на выставку самостоятельно, музей сделал 3D-сканы свыше 600 экспонатов. На официальном канале Sketchfab музей представил трехмерные модели объектов. По их количеству он вошел в топ-20 среди 500 музеев по всему миру.



Подкаст «ТифлоМузей» — ГМИИ им. А. С. Пушкина

Тифлокомментирование — аудиоописание предмета или пространства для слепых и слабовидящих посетителей. С помощью «ТифлоМузея» можно посещать выставки и экспозиции музея, получая специальные словесное пояснения к презентации объектов визуальной культуры.



Особенности создания инклюзивных digital-приложений

Задача инклюзивных цифровых продуктов — быть доступными, без барьеров, чтобы пользователь мог воспринимать их без помех. Согласно стандартам Руководства по доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WSAG), они должны быть понятными, отзывчивыми, с удобными функциями и интерфейсом.

Например, незрячие люди, чтобы посмотреть сайт или приложение, используют программы с голосовым интерфейсом — Screen Reader. На Apple это встроенная функция VoiceOver, которая озвучивает, что изображено на экране: от уровня заряда аккумулятора до имени звонящего абонента. Screen Reader произносит информацию по блокам. Разработчик приложения должен предусмотреть, чтобы текст был разделен, как логический элемент навигации для незрячих пользователей. Подписи к полям и формам не должны быть сверстаны как единый текстовый блок, поскольку без разделений невозможно понять, к какому полю относится та или иная подпись.



При создании «Музея на РЖЯ — детям» для слабослышащих детей разработчики учитывали методологию создания иллюстраций, опираясь на детскую книгу Давида Бёма «Как устроен музей», анализировали научные статьи в области художественного восприятия людей с потерей слуха. Дети, говорящие на языке жестов, обладают большой способностью зрительного восприятия: для замены звуков им нужно больше визуальных элементов. При создании инклюзивных приложений стоит учитывать непредсказуемость в маршрутах таких пользователей, высокую степень интерактивности и не допускать игровые механики с выявлением победителя. Это влечет за собой замкнутость.

Искусственный интеллект: возможности и проблемы

В 2019 году Google анонсировал запуск исследовательского проекта Euphonia. Его цель — обучение алгоритмов ИИ для распознавания нетипичной речи, звуков и жестов. Люди с широким спектром речевых заболеваний (инсульт, БАС, глухота или синдром Дауна) возлагают большие надежды на автоматическую генерацию голосовых команд. Проект собрал миллионы образцов звуков на английском языке длительностью более 1 400 часов от людей с разной степенью речевых нарушений. Результаты эксперимента презентовали на конференции Interspeech 21 в сентябре. Коэффициент ошибок упал с 89 до 13%.



Международная организация труда (ILO Global) говорит о рисках развития ИИ, которые не всегда учитывают доступность технологий для людей с инвалидностью. Только в Мексике разрыв в использовании мобильного интернета между людьми с инвалидностью и без нее достигает 38%, — говорится в недавнем отчете организации. Наблюдая за таким серьезным цифровым барьером сейчас, сложно представить будущее, которое рисует нам концепция «Метавселенная»: VR&AR-гарнитуры, переход цифрового аватара от одного действия к другому в едином киберпространстве. Возможно, Марк Цукерберг, заявив летом: «Метавселенная — это преемник мобильного интернета», — не уверен, что людям с инвалидностью она окажется доступна.

Инклюзивный рост технологий — базис для обеспечения доступного общества будущего. Но оно будет таким в случае, если созидательные технологии найдут свое применение не только в MuseumTech, но и во всех сферах жизни.

Источник

Tags: культура, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “культура” Tag

promo luckyea77 ноябрь 4, 21:52 5
Buy for 10 tokens
В прошлом посте " Эпоха интеллекта" я публиковал эссе генерального директора OpenAI Сэма Альтмана. В нем Альтман пишет, что мы можем представить себе возможности создавать любое программное обеспечение, которое только можно представить, и многое другое. Недавно я с помощью нейросети создал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments