luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Топ-30 российских ИТ-инсорсеров. Развитие и вызовы в ковидной реальности

На протяжении последних лет большинство крупнейших ИТ-инсорсинговых компаний показывают рост оборота, хотя динамика роста варьируется от года к году, и демонстрируют нацеленность на расширение и накопление ИТ-компетенций.

В 2020-2021 году на ИТ-инсорсинг, как и на весь ИТ-рынок, влияние оказала эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавирусной инфекции. Она, с одной стороны, ускорила цифровизацию, а с другой – вынудила компании в отраслях, наиболее пострадавших от ситуации, связанной с коронавирусом, сокращать расходы в том числе на некоторые ИТ-проекты. Это отразилось на положении и инсорсинговых компаний. В числе таковых, к примеру, инсорсеры транспортной отрасли, где в 2020-2021 году наблюдается значительное снижение пассажиропотока по сравнению с «доковидными» временами.

Ускорение цифровизации, развитие онлайн-каналов продаж и взаимодействия с клиентами повысило спрос на ИТ-специалистов, усилив и до того существовавший кадровый дефицит. Наем и удержание кадров стали еще большим вызовом и для ИТ-инсорсинговых компаний.

Пообщавшись с представителями ряда крупнейших ИТ-инсорсеров, TAdviser выяснил, на чем фокусируются компании в «ковидной реальности», и какие меры предпринимают, чтобы быть привлекательными работодателями для ИТ-профессионалов.

Приоритетные компетенции и проекты

Центры разработки «Тинькофф» были запущены в 2016 году, и все это время продолжается увеличение их команд и расширение городов присутствия. По состоянию на осень 2021 года в команде центров больше 1,7 тыс. разработчиков, аналитиков, системных инженеров, архитекторов и специалистов по обеспечению качества из 18 городов России и Беларуси. В «Тинькофф» говорят, что за 5 лет модель распределенных проектных команд доказала свою эффективность, и 7 центров разработки были открыты за 2021 год.


В одном из офисов «Тинькофф»

С точки зрения продуктов «Тинькофф» продолжает интенсивно развиваться в направлении финтех-решений, а также добавляет в экосистему интересные своим пользователям лайфстайл-сервисы.

А с точки зрения технологий в «Тинькофф» наращивают экспертизу по всем традиционным для компании направлениям:

*Back-end – Scala, Kotlin, Java, Python, .Net, Golang;

*Мобильная разработка – iOS (Swift), Android (Kotlin/Java);

*Front-end – JS/Angular и React;

*Full-stack – .NET/JavaScript, JS/Node.JS;

*QA – web, mobile, back, load.

«Помимо этого, продолжаем активно развивать ML, BI/DWH, DevOps, SRE, системную и бизнес-аналитику, - рассказали TAdviser в «Тинькофф». - Также, в связи с весьма высоким спросом на высоконагруженный бэк, добавили к традиционному для нас набору инструментов C++.»

«МТС Диджитал» в первую очередь наращивает объем работ в создании экосистемных продуктов, рассказали TAdviser в компании. В описании компании на сайтах работодателей говорится, что ее ключевые технологические направления включают Big Data, AI, IoT, Cloud MTS, E-Health, Smart Education, E-Sport, системную интеграцию и финтех.

«РТ-Информ» является центром ИТ и ИБ-компетенций ГК «Ростех». В 2020 году в госкорпорации была одобрена стратегия цифровой трансформации - ключевой документ, определяющий направление развития «Ростеха» в области «цифры» и ее роль в решении задач цифровой трансформации государственного управления и отраслей экономики страны.

«Обеспечить платформу для дальнейшего развития ИТ-функций и перейти к цифровизации управления госкорпорацией позволило внедрение автоматизированной системы финансово-закупочной деятельности (АС ФЗД), - рассказали TAdviser в «РТ-Информ».»

«РТ-Информ» провела автоматизацию порядка 27 тыс. рабочих мест на предприятиях разного уровня ИТ-зрелости, АС ФЗД в своей работе используют более 700 предприятий.

Еще одной важной задачей для «РТ-Информ» является формирование единого информационного пространства для предприятий в сфере ОПК в контуре «Ростеха». Благодаря приведению рабочих мест в соответствие требованиям, в 2020-2021 гг. удалось снизить количество инцидентов в сфере информационной безопасности более чем в 10 раз, заявляют в «РТ-Информ».


Офис «ПИК Digital»

ИТ-проекты «ПИК Digital» касаются всей деятельности застройщика ПИК: производства материалов, проектирования домов, строительства, девелопмента, финансов и экономики, закупок и продаж. Компания разрабатывает системы, сайты, мобильные приложения, ботов и хранилища данных, которые помогают ПИК создавать дома и их обслуживать.

У РЖД насчитывается четыре ИТ-инсорсинговых компании, каждая из которых имеет свой фокус деятельности. Так, например, в ОЦРВ, специализирующейся на автоматизации, в 2020 году, в первую очередь, развивали экспертизу в программных продуктах «1C», а также в инновационных ИТ-направлених: ( блокчейн, VR/AR, искусственный интеллект), геоинформационные платформы, применение мобильных решений, аналитика данных.

«РЖД-Технологии» - проектный офис цифровой трансформации РЖД - сочетает в себе функции центра компетенций и центра проектного управления цифровой трансформацией, а также координирует получение компаниями холдинга эффектов от портфеля проектов. Именно на этих компетенциях был сделан в 2020 году особый акцент, сообщили TAdviser в РЖД.

2020 год стал первым годом реализации стратегии цифровой трансформации РЖД, утвержденной в конце 2019 года. В качестве новых направлений для «РЖД-Технологии» можно отметить те, которые относятся к реализации программных документов по преобразованиям такого масштаба: разработка финансовых моделей проектов и стратегии цифровой трансформации, портфельное управление, управление комплексными проектами цифровой трансформации, аналитика и оценка эффектов от реализации проектов, анализ бизнес-моделей и формирование концептуальных моделей бизнес-процессов.

Ожесточенная борьба за ИТ-кадры

Для увеличения привлекательности ИТ-бренда «Северстали» компания фокусируется на рассказе о своих текущих и реализованных проектах через корпоративный блог и участие в митапах и профильных конференциях.

«Это помогает еще до первого контакта с компанией потенциальному кандидату узнать нас поближе: какой стек технологий используем, какие люди у нас работают и т.д. Вся эта информация важна, чтобы заинтересовать в будущих или текущих вакансиях компании.»

В «Северстали» постоянно мониторят рынок труда, для того чтобы условия работы компании были на уровне рынка, мотивируя текущих сотрудников продолжать быть с компанией и при этом привлекать новых. Также регулярно замеряется уровень вовлеченности и счастья сотрудников. Это помогает вовремя видеть зоны напряжения и выработать план по их устранению вместе с руководителями команд.


Сотрудники Ozon Tech за работой

Центры разработки позволяют «Тинькофф» расширять географию поиска талантливых ИТ-специалистов и равномерно распределять задачи, усиливают производственный цикл за счет разных временных зон, а также сокращают время запуска финтех-продуктов. Поэтому компания продолжает масштабировать центры разработки и дальше.

По привлечению ИТ-кадров «Тинькофф» работает в нескольких направлениях: использует стандартные инструменты для подбора персонала, а также развивает собственные образовательные программы. У компании есть образовательные курсы для школьников, студентов, выпускников и опытных ИТ-специалистов.

«Мы преподаем не только в Москве, но и в Екатеринбурге, Рязани, Нижнем Новгороде и других городах. Все наши образовательные программы бесплатные, главное - сдать вступительный экзамен, - пояснили TAdviser в «Тинькофф». - Благодаря «Тинькофф Образованию» мы смогли полностью уйти от найма джуниор-разработчиков с рынка: всех начинающих разработчиков мы ищем среди выпускников наших образовательных программ. Всего с помощью образовательных инициатив мы привлекаем 13-17% кандидатов в сфере ИТ.»

А в части удержания кадров компания ориентируется на долгосрочное сотрудничество, персональные программы развития и карьерного роста. В «Тинькофф» есть две программы роста талантливых специалистов. Первая программа - Talents at Tinkoff направлена на начинающих ИТ-специалистов, которые работают в «Тинькофф» недавно. Благодаря ей за 1,5 года можно вырасти от джуниор до мидл-специалиста.

Вторая – долгосрочная программа мотивации управленческой команды и удержания ключевых сотрудников, направлена на руководителей среднего и высшего звена «Тинькофф». Она распространяется на 450 высокопотенциальных сотрудников и предполагает выплату компенсации, привязанной к стоимости расписок группы «Тинькофф».

«Помимо этого, мы развиваем внутренние профессиональные ИТ-сообщества в рамках которых ребята обмениваются экспертизой и интересными наработками в формате докладов и воркшопов. Наиболее интересные наработки мы выносим во внешние сообщества через наши мероприятия – митапы, конференции, статьи, - добавили в компании.»

В МТС рассказали TAdviser, что для привлечения и удержания ИТ-кадров сотрудникам «МТС Диджитал» предлагаются привлекательные конкурентные зарплаты, различные программы по развитию и обучению. Специалисты также мотивируются участием в реализации новых уникальных проектов.

В «РТ-Информ» рассказывают, что для решения задач центра ИТ и ИБ-компетенций требуются эксперты в данных областях, что дополнительно усложняет процесс поиска и подбора сотрудников.

«Привлечь таких специалистов, в первую очередь, нам удаётся благодаря предоставлению возможности реализации себя в уникальных проектах национального масштаба, – рассказали TAdviser в компании. – Кроме того, мы регулярно проводим аудит рынка труда, активно работаем над корпоративной культурой и системой мотивации, способствующей развитию сотрудников внутри компании.»


В офисе «Сибур Диджитал»

В инсорсинговых ИТ-компаниях РЖД также используют комплексные меры для привлечения и удержания специалистов. Так, в 2020 году «ОСК Инфотранс», одна из ИТ-«дочек» РЖД, к примеру, провела индексацию заработной планы и выплату квартальных премий. Компания приросла дополнительным персоналом по новым сервисам.

А в ОЦРВ полагают, что ИТ-специалистов в компанию привлекает участие в масштабных отраслевых проектах с использованием передовых технологий, организация стажерских программ, развитие внутренних коммуникаций и повышение вовлеченности в корпоративное развитие, обучение новым технологиям и программным продуктам, обеспечение быстрого карьерного роста.

В «РЖД-Технологии» предусмотрены механизмы адаптации и наставничества, проводятся мероприятия по повышению квалификации персонала путем направления на специализированные курсы. Организовано развитие на основе внутреннего обучения – семинаров для передачи опыта между проектными командами, круглых столов по перспективным вопросам. Для выявления «узких мест» и определения потенциала для развития «РЖД-Технологии» проводит оценку по методике «360 градусов» и SHL-тестирование, что позволяет более точно формировать набор корпоративных мероприятий, рассказали TAdviser в компании.

НИИАС не только организует поиск ИТ-специалистов на профильных ресурсах, но и проводит активную работу в области взаимодействия с профильными вузами, такими как: РУТ (МИИТ), Московский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университет ИТМО и многими другими, с целью привлечения молодых сотрудников на стажировки и практики, а также найма талантливых студентов старших курсов.

«Важным аспектом является удержание сотрудников в компании, поддержание высокого уровня их мотивации и заинтересованности к реализации проектов, - отмечают в компании. - НИИАС реализует комплексную программу в этом направлении: модернизирует офисное пространство, трансформируя привычные кабинеты в светлые open space, разрабатывает систему быстрой адаптации сотрудников при помощи инструментов welcome-book и системы наставничества, разрабатывает и внедряет прозрачную систему грейдирования должностей, а также проводит активную интеграцию с социальными и молодежными программами холдинга РЖД.»

Ранкинг крупнейших ИТ-инсорсинговых компаний

TAdviser формирует список крупнейших по выручке инсорсинговых ИТ-компаний на основе данных, содержащихся в базе юрлиц «Контур.Фокус». Они свидетельствуют, что в 2020 году сохранилась тенденция роста оборота топ-30 ИТ-инсорсеров: их совокупная выручка увеличилась на 16%, почти до 237 млрд рублей.

Состав десятки крупнейших инсорсеров остался практически тем же, что в 2019 году, с инсорсинговыми компаниями «Роснефти», возглавляющими список. Крупнейшей из них является «Сибинтек», оборот которого в 2020 году составил 56,6 млрд рублей. А за «Роснефтью» следуют инсорсинговые ИТ-компании «Газпром нефти». Компании увеличили выручку, несмотря на наблюдавшееся падение цен на углеводороды в 2020 году.

Вице-президент по информатизации, инновациям и локализации «Роснефти» Андрей Шишкин ранее отмечал, что существует прямая зависимость между уровнем прибыли компаний и вложениями в научные исследования и инновации.

«Мировые мейджоры тратят колоссальные силы и средства на науку. Технологии нефтяного сектора уже сравнимы с космическими. Поэтому среди наших стратегических целей — цифровизация по всему периметру бизнеса, - говорил он.»

Позиции некоторых компаний первой десятки ранкинга TAdviser изменились. Например, с 3-го на 9-е место переместилась МТС, в ИТ-инсорсинговых показателях которой ранее учитывались данные интегратора «Энвижн Груп». В 2020 году МТС продала «Энвижн Груп». В компании заявили TAdviser, что продолжают углублять ИТ-экспертизу, а также разрабатывать ИТ-решения и услуги для нужд группы МТС силами своей 100-процентной дочерней компании «МТС Диджитал».

В числе компаний, чьи инсорсеры наиболее динамично нарастили оборот в 2020 году, «Россети», «ПИК», «Газпром нефть», «Ростех», «Северсталь», «Тинькофф» и др.

А самую высокую динамику роста год к году – 261% – показала созданная в 2019 году «Озон технологии» (Ozon Tech), ИТ-компания ритейлера Ozon. Анти-ковидные меры, принимаемые государством, сыграли на руку большинству компаний, имеющих бизнес в области электронной коммерции. У Ozon общий объем оборота товаров, включая услуги, в 2020 году вырос на 144%, и компания сосредоточилась на развитии всех сервисов, связанных с доставкой.

В «РТ-Информ» (ИТ-инсорсинговая компания «Ростеха») говорят, что одним из факторов роста их компании, как и всего российского ИТ-рынка, в первой половине 2020 года стал переход сотрудников на удаленную работу, вследствие которого возник спрос на облачные сервисы, оборудование, средства аудио-видеоконференцсвязи, мобильные приложения и решения в области информационной безопасности.

«Кроме того, влияние на ситуацию в отрасли оказал курс на цифровизацию, которому пандемия придала существенное ускорение, - заявили TAdviser в «РТ-Информ».»

Но есть в списке и инсорсеры с отрицательной динамикой выручки. Среди них, к примеру, «Русгидро ИТ Сервис», НИИАС – один из инсорсеров РЖД, инсорсинговые компании аэропорта Домодедово (DME), авиакомпании S7, «Лукойла», «Сибура».

«В 2020 году авиаотрасль столкнулась с резким сокращением полетной программы в беспрецедентно сжатые сроки. В 2020 году из-за приостановки регулярного международного авиасообщения и действовавшего режима самоизоляции пассажиропоток сократился более чем на 90% на зарубежных рейсах и на 40% на внутрироссийских. Это, естественно, отразилось на выручке всех предприятий группы DME. Некоторые проекты из сферы ИТ пришлось приостановить, - объяснили TAdviser в пресс-службе аэропорта Домодедово.»

Не лучшие показатели деятельности продемонстрировали в 2020 году и ИТ-инсорсеры некоторых компаний, занятых в металлургической отрасли. Так, к примеру, оборот компании «ИТ-Сервис» «Русала» «сдулся» до 9,2 млн рублей, в то время как еще в 2018 году он составлял более 700 млн рублей. «ИТ-Сервис» получил чистый убыток в 195,8 млн рублей. Снижение финансовых показателей наблюдалось и у «Металло-тех», ИТ-инсорсинговой компании «Металлоинвеста». Ее выручка в 2020 году сократилась на 53%, до 636,3 млн рублей. Год компания завершила с чистым убытком в 40 млн рублей.

Ни в «Русале», ни в «Металлоинвесте» не смогли прокомментировать TAdviser финансовые показатели своих ИТ-«дочек». Обе эти компании присутствовали в предыдущем ранкинге TAdviser, но в новый список не вошли.

Отсутствует в ранкинге на этот раз и «Почта России». В компании ранее рассказывали, что ее инсорсер «Почтатех» в 2019 году прекратил существование как юрлицо, став внутренним подразделением «Почты России». За 2020 год в «Почте России» не предоставили TAdviser его финансовые показатели.

Tags: Россия, бизнес, доходы, компании, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “компании” Tag

promo luckyea77 декабрь 30, 2020 15:00 8
Buy for 10 tokens
По этой ссылке (или этой) можно скачать информационную базу для программы "1С:Предприятие". С помощью данной базы можно готовиться и сдавать экзамены по темам: - Электробезопасность - Основы промышленной безопасности А.1 - Специальные требования промышленной безопасности: Б 9.31.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments