luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Как перепрошить человеческий мозг?

Смена программного обеспечения (перепрошивка) способна значительно расширить возможности различных устройств и «научить» их новым функциям. Но можно ли сделать подобное с человеческим мозгом?



Человек тратит на обучение лучшие годы своей жизни. А потом еще много лет и усилий уходит на «полировку» — совершенствование в выбранной профессиональной области. А ведь насколько быстрее было бы загрузить знания прямо в мозг, как это описано, например, в рассказе Айзека Азимова «Профессия»!

Между тем уже несколько десятилетий множество научно-исследовательских организаций занимаются проблемами интерфейсов «мозг-компьютер» (Brain-Computer Interface, BCI), и существует несколько вариантов их реализации. Вживление электродов в мозг обычно применяется в научных экспериментах на животных, а также в редких случаях на людях — для непосредственного управления протезами. Более распространена для этих целей электроэнцефалография (ЭЭГ), регистрация биоэлектрической активности мозга — для этого не требуется никакого медицинского вмешательства, достаточно контакта электродов с поверхностью кожи.

Интерес к подобным задачам проявляло и знаменитое американское агентство DARPA. Исследования по созданию BCI, финансируемые в рамках различных программ DARPA, посвящены не только восстановлению нервных и поведенческих функций после травм или ранений, но и проблемам образования. В частности, программа Accelerated Learning (2007−2012) — «Ускоренное обучение» — предусматривала разработку новых методов, которые могли бы как минимум в два раза ускорить процесс обучения в военной среде.

Взять за эталон

«Что происходит в мозгу, когда мы учимся чему-то новому? — говорит нейробиолог Крис Берка, президент компании Advanced Brain Monitoring (ABM). — Нейроны образуют новые связи, создается нейронная сеть, отвечающая за новый навык. По мере его отработки нейронная сеть упрочняется и «шлифуется», лишние связи разрушаются. Когда новый навык доводится до уровня автоматизма, считается, что вы достигли высокого уровня мастерства».

На первом этапе программы Accelerated Learning специалисты ABM с помощью ЭЭГ стали изучать состояния мозга экспертов в различных областях — спортсменов-лучников, стрелков, гольфистов, ученых — во время занятия профессиональной деятельностью (стрельбы, решения научных задач и т. п.). Это состояние было взято за «эталон». Затем новичков учили, руководствуясь сигналами обратной связи ЭЭГ, приводить свое состояние мозга к «эталонному», и оказалось, что те, кто использовал эту методику обучения, совершенствуют навыки в несколько раз быстрее контрольной группы, которая использовала только традиционные методы.

Крис Берка, нейробиолог, президент и сооснователь компании Advanced Brain Monitoring:



«В книге Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» сказано, что требуется 10 000 часов обучения и повторений, чтобы достичь высокого уровня мастерства в какой-либо области. Однако наши исследования показывают, что теория «10 000 часов до мастерства» вполне может быть мифом. Мы обнаружили, что если не просто давать новичкам новые навыки, как это принято в традиционных методах обучения, а учить их сначала контролировать свое ментальное состояние, «приводя» его как можно ближе к «эталонному» (измеренному у экспертов в каком-либо виде деятельности), то можно значительно сократить время обучения новому навыку».

Ускоренное обучение

Конечно же, состояние мозга, снятое ЭЭГ, — это вовсе не карта нейронных сетей и не «цифровая копия памяти». По-видимому, дело в том, что в различных состояниях человек по-разному способен усваивать новую информацию и навыки. «Мы заметили, — говорит Крис Берка, — что высокий уровень тревоги значительно снижал способности к обучению. При определенных навыках можно контролировать ритм дыхания и сердцебиения, чтобы снизить уровень тревожности. Наше программное обеспечение с обратной связью помогает привести мозг в состояние, оптимальное для обучения, — обычно это легкий транс, характеризующийся тета-волнами. С помощью такой технологии, которую мы назвали Interactive NeuroEducational Technology (I-NET), навыками самоконтроля в наших группах овладели 85% из 300 человек, при этом обучение, скажем, стрелков проходило в 2,3 раза быстрее. В результате мы создали систему Adaptive Peak Performance Trainer (APPT). С ее помощью можно учить не только стрельбе, но и многим другим дисциплинам. Более того, используя подобные инструменты, можно оценить, как происходит обучение в различных условиях: как влияет окружающая обстановка, социальные связи. Эти технологии помогут нам понять других людей и самих себя».

Ритмы мозга

Биоэлектрическая активность мозга, регистрируемая с помощью ЭЭГ, представляет собой колебания (волны) в диапазоне от единиц до десятков Гц. В зависимости от частоты такие волны называются буквами греческого алфавита и свидетельствуют о различных функциональных состояниях мозга человека. Выделяют пять основных типов волн: альфа, бета, гамма, дельта и тета. У здоровых людей волны ассоциируются с представленными на схеме состояниями.



Tags: мозг
Subscribe

Posts from This Journal “мозг” Tag

promo luckyea77 Червень 21, 2015 20:04 29
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments