luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Углеводороды гуманитарного назначения // Пять важных эпизодов истории отношений человека с нефтью



Во всем мире почти половина добытой нефти уходит на производство бензина. Остальная часть распределяется между смазочными материалами, растворителями, производством каучуков, пластмасс, красителей… Нейлоновые гитарные струны, жевательная резинка, вазелин, дезодоранты, не забудем также про женские колготки и губную помаду. Сейчас все это делается с применением нефти и множества ее производных. Но так было не всегда.

Асфальтовые скрепы

Практика: строительство

Локация: Древняя Месопотамия

Геродот в своей «Истории» отмечает, что при возведении стен Вавилона строители в качестве основного материала использовали горячий асфальт. А Диодор Сицилийский, живший в I веке до н. э., сообщает в труде «Историческая библиотека»: «Среди достопримечательностей Вавилонии можно видеть большое количество асфальта, что порождается там. Его запас так велик, что достаточно не только для зданий, которые значительны и огромны, но людям, которые собирают его, сушат и используют вместо дров. Бесчисленное множество людей добывают его в этом месте, и этот большой источник остается неисчерпаем».

Горячий асфальт представляет собой смесь природных производных нефти, битумов, и таких минеральных материалов, как щебень или песок. Возможно, что камни Вавилонской башни, если она существовала, тоже скрепляли горячие асфальты.

Заливать уксусом

Практика: военное дело

Локация: Византийская империя

Греческий огонь был грозным и победоносным оружием византийцев. Секрет его изготовления охранялся как величайшая государственная тайна. Основные ингредиенты нам известны: нефть и негашеная известь. Секрет, впрочем, не в рецепте смеси, а в технологии ее применения. Она была настолько сложна, что когда в бою погибал мастер-огнеметчик, дальнейшее использование греческого огня было невозможно.

Вы развлекались в детстве с аэрозолем и зажигалкой? Схема та же. Смесь держали в герметичном котле, к которому присоединяли сифон. Необходимо было точно определять степень подогрева котла, равно как и давление воздуха, нагнетаемого в котле с помощью мехов. В нужный момент кран, закрывающий смеси выход из котла, открывался, к сифону подносилась лампада, и с силой выбрасываемая горючая жидкость, воспламенившись, извергалась на вражеские суда или осадную технику. Залить полыхающий огонь можно было только уксусом.

Лекарство от всех болезней

Практика: медицина

Локация: Римская империя, североамериканские индейцы сенека

Первая американская компания по добыче нефти называлась Senecaoil. Название это должно было отсылать не к Луцию Аннею Сенеке, воспитателю Нерона и столпу стоицизма, а к одному из племен североамериканских индейцев. «Масло сенека» использовалось как запатентованное средство для лечения множества недомоганий: головной и зубной боли, глухоты, нарушений пищеварения, глистов, ревматизма, водянки, а также для заживления ран у крупного скота, как рогатого, так и нерогатого.

Об использовании нефти в медицинских целях имеется множество свидетельств со всех концов света. Марко Поло пишет о том, как на берегах Каспия используют сырую нефть для лечения кожных заболеваний типа чесотки, а Плиний Старший предлагает современникам использовать сырую нефть в том же духе, что и продавцы «масла сенека», добавляя к тому же, что она замечательно служит для выравнивания ресниц, закрывающих обзор их обладателю.

Запах денег

Практика: освещение

Локация: XIX век. Европа, Северная Америка

Канадский геолог Авраам Геснер запатентовал в 1846 году метод производства жидкого топлива из угля, горючего сланца и асфальта. Он назвал продукт керосином, чтобы вызвать у потребителя ассоциацию с уже знакомым продуктом — камфином, осветительным маслом, получаемым из скипидара. Основным его производителем в то время был американский Юг, и в Гражданскую войну северянам приходилось использовать для освещения ворвань — китовый жир. Появившийся как нельзя кстати керосин был быстро пущен в дело импортозамещения, к радости производителей и облегчению потребителей.

Игнатий Лукасевич, польский фармацевт, в 1853 году придумал способ получать керосин из нефти, естественным образом выходившей на поверхность в Галиции, изобрел керосиновую лампу, сконструировал первый керосиновый уличный фонарь и запустил первую шахту по добыче нефти. Уже в 1854 году керосин приобрел огромную популярность в Вене, и вскоре Лукасевич стал нефтяным магнатом.

До распространения керосиновых ламп, для освещения использовали либо газ (например, блаугаз), либо уже упомянутые камфин и ворвань. Газ было не так удобно транспортировать и использовать, как жидкий керосин. Китовый жир издавал неприятный запах, коптил, его добыча ставила под угрозу выживание кашалотов, на которых охотились добытчики ворвани. Камфин испарялся от нагревания и чадил. Как только стало очевидно, что использование керосина — это наиболее эффективный, безопасный и дешевый способ разогнать тьму, запах нефти стал прочно ассоциироваться с запахом денег.

«Жестянка Лиззи» и другие

Практика: промышленность и энергетика

Локация: повсеместно, с начала ХХ века по сей день

К концу XIX века основным для нефтяников был рынок осветительных систем, но он стремительно уплывал у них из рук. Виной тому был гений Томаса Эдисона и начатая им электрификация.

Но зато как раз началась эпоха первых автомобилей. В 1885 году немцы Даймлер и Майбах разрабатывают легкий бензиновый карбюраторный двигатель, который ставят на первый в мире мотоцикл. В следующем году Карл Бенц патентует первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Через 22 года на американский рынок выходит легендарная «Жестянка Лиззи» (так прозвали американцы Ford Model T), в Риге открывается отечественный «Руссо-Балт».

В 1903 году взлетает самолет братьев Райт, мотор которого работает на бензине. Попытки взлететь на других двигателях заканчивались неудачей: не хватало мощности. Через десять лет Болгария уже использует авиацию в военных целях, а Первая мировая стала также и первой войной, в которой бои велись в воздухе. Впоследствии скажут, что победа союзников была победой грузовика над локомотивом.

Последними из транспортных средств на нефть перешли суда. Долгое время Британия, великая морская держава, обходилась паровыми двигателями, потому как в ее распоряжении был валлийский уголь экстра-класса. Но ко Второй мировой, усилиями Черчилля британцы также переходят на нефть, кладя ее «в основу своего господства на море».

Tags: нефть
Subscribe

Posts from This Journal “нефть” Tag

promo luckyea77 июнь 21, 2015 20:04 29
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments