– Прикоснитесь к лопасти, и вы почувствуете, как она реагирует на ветер, – предлагает Быков.
Этот альтернативный источник электроэнергии недавно был выставлен от Жуковского на межмуниципальном экономическом форуме в Дмитрове, а на «Иннопроме» на него обратил внимание министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Заболел ветром
– Давайте, я начну с конца? – предупреждает мой вопрос Сергей Быков, который является одновременно генеральным директором фирмы «Энергокомплекс», занимающейся производством «Комбат-941». – Представьте себе теплицу. 74 – 77% себестоимости помидоров, выращенных в закрытом грунте, – электроэнергия. А если вы уберете эти проценты, представьте, насколько овощи подешевеют?
По словам Сергея Аркадьевича, это очень актуальный момент в условиях санкций. Вместе с младшим сыном, конструктором, они разработали альтернативный источник электричества – фотоветровую энергостанцию.
– Как все начиналось?
– В 1989 году известный путешественник Дмитрий Шпаро совместно с американцами совершал экспедицию через Берингов пролив. А я тогда работал корреспондентом в «Красноярском рабочем» и приехал на церемонию «Берингов мост». Жили мы в поселке Иналик. И я увидел, что на каждом доме установлено по пять-девять ветряков. Этих «штучек» хватало, чтобы полностью отапливать жилище, подкачивать воду. А на склоне горы за поселком стояла огромная невостребованная емкость отопительной системы. И тогда я «заболел» ветром. Стал изучать литературу, мониторил Интернет, который только внедрялся в нашу жизнь.
Сергей Аркадьевич рассказывает, что обычный ветряк у дома – самоубийство:
– Пропеллер генерирует инфразвук, в его диаметре не живут черви, кроты, а у человека быстро, в течение двух – трех лет, разрушаются полостные органы: кишечник, сердце, легкие. Нужны экологически чистые, не вырабатывающие инфразвук генераторы. Потом задумался: а как использовать свет? И возникла у нас идейка…
Младший сын Быкова окончил Сибирский технологический университет, по специальности он – конструктор природоохранных машин.
– Мы с ним работаем в симбиозе: я рожаю безумные идеи, 99% из них выбрасываются, а 1% может воплотиться в железо, – отмечает Сергей Аркадьевич.
Первые образцы отец и сын изготовили еще в Красноярске, где живет семья Быковых. По признанию разработчиков, эти модели были «довольно корявыми».
– Руководителем проекта заявлен летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк. Какое он к нему имеет отношение?
– Мы познакомились случайно, человек он крайне любознательный и живой. Его наша идея привлекла в практическом смысле – Волк давно хотел поставить по обе стороны взлетно-посадочной полосы радиомаяки, чтобы самолет в их створе мог садиться автоматически. Но маяки должны питаться от автономной станции. Или возьмем маяки Северного морского пути: к каждому вертолет несет бочку бензина. Денежек стоит? Мы сейчас с Сахалином прорабатываем вопрос.
– А идея Игоря Волка воплотилась в жизнь?
– Чтобы военные аэродромы приняли к эксплуатации наши вещи, степень локализации должна быть стопроцентной: то есть мы должны все производить из наших российских компонентов. А у нас элементная база китайская. Поэтому одна из задач – зарабатывать деньги и замещать импорт.
– Почему выбрали Жуковский?
– Остановились на наукограде. Приехал, переговорил с главой города Андреем Войтюком. Мы уже год находимся на ЭМЗ, «слезы» заплатили за аренду, но нас терпят – это колоссальная помощь. И команда подобралась из Жуковского, в том числе конструктор Юрий Криков, участвовавший в проектировании «Бурана».
Батяня «Комбат»
Название «Комбат» расшифровывается как «комбинированная батарея».
– Порядка 30 моделей сделаны вживую, остальные – инженерные и математические, – отмечает Сергей Быков.
Что касается фотоветровых станций в натуре, то их всего пять: в Кемерово, на крыше 14-этажного дома, две в Москве, один агрегат – разобранный на складе и один находится на ЭМЗ Мясищева, где фирма арендует помещение. Эта станция питает энергией целый доводочный участок.
– Каков принцип действия энергостанции?
– Есть так называемый концентратор ветрового потока, внутри которого на вертикальной оси вертится ротор, способный утилизировать даже мощные порывы ветра с любых направлений. Конструкция устроена так, что скорость ветрового потока увеличивается в два раза. При этом агрегат не надо смазывать, у него нет трущихся частей. Он имеет высоту метр 70 сантиметров и диаметр три метра. Мы производим три вида модулей: мощностью 3, 5 и 8 киловатт.
– Зависит ли ваш агрегат от капризов погоды?
– Среднегодовая скорость ветра в Московской области – 2,9 метра в секунду. Мы способны производительно работать в этой ситуации. Если нет ветра, то действуют солнечные батареи. Безветренной ночью помогут аккумуляторные батареи: их запаса хватит на пять суток, а за это время появятся или ветер, или солнце. Большое значение имеет месторасположение: нужная высота, природные факторы, особенности местности. Например, на высоте 42 метра скорость ветра может достигать 14 м/с, в то время как внизу ветер дует со скоростью 1,9 м/с. А если поставим установку в погреб, то вообще ничего не получим.
– Насколько востребованы ваши фотоветровые станции?
– Сейчас завершаем производство агрегата для башен сотовой связи. Вопросы автономного питания таких башен до сих пор не решены, между тем труднодоступные населенные пункты нуждаются в связи. Если мы сейчас эти испытания пройдем, то ситуация на рынке изменится. Спрос я ожидаю колоссальный. Сегодня энергетики берут с них по 17 рублей за киловатт в час, стоимость нашей энергии – от 0,71 до 1,91 рубля за киловатт в час.
– А сколько стоит агрегат?
– Трехкиловаттный модуль – 1 млн 490 тысяч рублей с НДС, пятикиловаттный – 1 млн 750 тысяч рублей, восьмикиловаттный – 1 млн 950 тысяч рублей.
– Может ли комплекс ваших агрегатов заменить атомную или гидроэлектростанцию?
– Крупные ГЭС привязаны к производству алюминия, а ниша мелкотоварного энергопроизводства пуста. Глобализмом я не болею, мы нашли свою нишу: это небольшие поселки, фермерские хозяйства, теплицы, коттеджи.
– Какие видите производственные перспективы?
– Мы рассчитываем на то, что создадим в Жуковском предприятие по производству станций, а также будем разрабатывать новые модели генераторов, аккумуляторов, фотоэлементов. Появится несколько десятков рабочих мест. Кроме того, мне хотелось бы использовать наши агрегаты для освещения улиц города. Мы уже разговаривали об этом с главой города Андреем Войтюком.
Заявленный срок работоспособности фотоветровой энергостанции «Комбат-941» – не менее 12 лет.
Подробнее: http://photo-wind.ru/
Заказать фотоветровую электростанцию можно тут: http://solarwind24.com/
Journal information